Сухопутный линкор. Советский тяжелый танк Т-35
В начале 30-х годов руководство Красной армии, озабоченное обновлением танкового парка, поставило перед конструкторами создать тяжелый танк прорыва оборонительных позиций противника. В результате конструкторских изысканий, получился пятибашенный монстр весом в 50 тонн. Несмотря на ряд выявленных недостатков, было решено запустить танк в производство на Харьковском паровозостроительном заводе. Производство было начато в 1933 году.
Конструктивно танк имел классическую компоновку, но был значительно увеличен в размерах. Основным преимуществом машины считалась способность создать высокую плотность огня, благодаря многоярусному расположению вооружения. Всего в пяти башнях танка находилось: одна 76мм короткоствольная пушка, две 45мм танковые пушки и шесть пулеметов. Бронирование машины колебалось в пределах 20-30мм, и обеспечивало надежную защиту от фугасных снарядов полевой артиллерии.
Военное руководство рассматривало данную машину, как таран при прорыве хорошо подготовленной обороны противника, способный открыть дорогу многочисленным легким танкам.
На протяжении всех 30-х годов танки Т-35 являлись символом мощи Красной армии, и постоянно демонстрировались на парадах. Производство такой сложной и дорогостоящей машины было нелегким делом, и сделать Т-35 массовым так и не получилось. За все время производства была выпущена всего 61 машина, ставшая скорее рекламным проектом, нежели боевой единицей Красной армии. В течение производства в конструкцию машины постоянно вносились мелкие изменения, последней версией стали выпущенные в 1938-1939 годах 10 машин с коническими башнями, несколько увеличенной толщиной брони.
Начиная со второй половины 30-х годов, на вооружение армий Европы стали поступать в больших количествах противотанковые орудия, резко изменившие ситуацию на поле боя. Теперь лихая лобовая атака приводила к многочисленным потерям среди танков. Для прорыва обороны требовались уже другие машины. Так постепенно, ни разу не «нюхав пороха» советский тяжелый танк Т-35 устарел. Применение на поле боя огромной слабобронированной, неповоротливой машины не сулило ее ничего хорошего. Тем не менее, они не были сняты с вооружения, и встретили германское вторжение в строю.
48 машин входили в состав 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса на Украине. За первые несколько дней войны корпус намотал до 500км маршей, и большая часть «гигантов» не пережила столь форсированной эксплуатации. Лишь небольшое количество танков приняли участие в боях, но все были потеряны. Созданные для конкретной цели, они не смогли стать полноценной боевой машиной. Советский тяжелый танк Т-35 стал любимым экспонатом для фотографирования на обочинах украинских дорог.
Так закончилась история сухопутного линкора Красной армии.
- Опоздавший на войну. Танк ИС-3
- Первый Сталин. Танк ИС-1
- «Тяжелый танк КВ-1с. Первая модернизация
- Характеристики и состав тяжелого танка ИС
- Танк - КВ тяжелый