Плавающие модели немецких танков
О плавающих танках фашистской Германии известно очень мало, куда большую известность имеют плавающие машины нашей армии, а также разработки японских, американских и английских конструкторов. Однако, в Германии тоже уделяли внимание этому вопросу, только к его исполнению немецкие конструкторы подошли несколько по иному, да и события второй мировой войны не оставили широкого маневра для деятельности в данном направлении.
Первые опыты с созданием плавающих танков проводились в Германии во второй половине 20-х годов, на основе экспериментальных машин, строительство которых велось в обход ограничений Лиги Наций, таких как «большой» и «малый трактор». После прихода к власти Адольфа Гитлера работы в этом направлении были продолжены уже на официальных основаниях. На основе собственных исследований и изучения образцов плавающих танков других стран мира, немецкие специалисты пришли к выводу о нецелесообразности строительства специализированных плавающих танков. В результате основные усилия конструкторов были направлены на возможность преодоления водных преград стандартными образцами танков сухопутных войск.
В преддверии высадки немецких войск в Англии было разработано два типа подобного оборудования. Для легких танков использовались специальные сбрасываемые понтоны, которые можно было установить на любой серийный легкий танк после соответствующей подготовки. Для средних и тяжелых танков была разработана система подводного вождения, заключающаяся в герметизации корпуса и выпуске системы воздуховодов на поверхность. В частности, такую доработку прошла часть танков Pz.III, собранная в составе 18-го танкового полка. Всего переоборудованию подверглось 168 машин.
Предполагалось, что немецкие десантные корабли и баржи доставят танки до мелкой воды, а дальше они сами по дну выйдут на берег. Отмена операции «Морской лев» не позволила осуществить эту весьма оригинальную задумку, однако, танки 18-го полка были использованы при вторжении в Советский Союз. В частности 1-й батальон полка был задействован на Брестском направлении. Немецкие машины форсировали реку Буг по дну, после чего повели наступление вместе с пехотой. Подобная тактика немцев стала неожиданностью для советских воинов, и во многом повлияла на успешное наступление частей Вермахта в данном районе.
В дальнейшем ход второй мировой войны повернулся так, что немецким машинам стало некуда плавать, в результате проектам, связанным с преодоление водных преград перестали уделять внимание.