Характеристики и состав тяжелого танка ИС
После того, как танк ИС приняли на вооружение (март 1942 год), а машину поставили на серийное производство (май 1942 год) на Челябинском заводе, танки стали поступать на вооружение в танковые войска Советской Армии (с 1943 года) под руководством Ж.Я.Котина. Тяжелый танк ИС был сделан на базе танка КВ-13. И различались они только вооружением. На ИС стояла пушка 76,2-мм, а на КВ-13 – пушка 76-мм. Также первые образцы ИС имели пятикатковую ходовую, которая была выполнена подобно ходовой танка КВ-13, от которого еще были взяты черты корпуса и остальная компоновка машины. Боевое отделение машины располагалось за отделением управления и занимало только среднюю часть самого корпуса машины.
В нем находились сиденья наводчика, заряжающего, командира танка, а также основная часть боекомплекта, курсовой пулемет, аккумуляторные батареи, часть ЗиП, ВКУ и обогреватели. На двухрядной шариковой опоре над боевым отделением устанавливалась башня, в которой находились два пулемета и пушка, приборы наблюдения и прицелы, радиостанция, часть боекомплекта, механизмы поворота башни, часть ЗиП и вентилятор боевого отделения.
Моторное отделение находилось позади боевого через перегородку. На кронштейнах в середине его устанавливался двигатель. По сторонам от него находились: слева – масляный бак, справа – топливный бак; над ними находились масляные радиаторы. По бортам в передней части моторного отделения находился «мультициклон» (воздухоочиститель). В кормовой части танка находилось трансмиссионное отделение.
В нем размещались центробежный вентилятор, главный фрикцион, коробка передач, бортовые передачи и планетарный механизм поворота. Между трансмиссионным и моторным отделениями, над вентилятором, устанавливались водяные радиаторы. Корпус Тяжелого танка ИС представлял сварную броневую коробку, из катанной и литой брони. Катанные детали – борта, днище, корма и крыша. Литые – подбашенная коробка и носовая часть. Пробка механика-водителя (смотровой люк) был смонтирован в верхнем лобовом листе. Также имелись два перископических прибора (смотровых), которые находились в передней части крышки корпуса, предназначенные для наблюдения за местностью, когда закрыт люк. Корма корпуса имела три наклонных листа: нижнего, среднего и верхнего. Средний лист был сделан на петлях и откидным, нижний – приваривался к днищу корпуса и бортам, а верхний – съемным.