Весной 1938 года из Испании возвратилась группа советников-танкистов
Весной 1938 года из Испании возвратилась большая группа наших советников-танкистов, имевших опыт боевого использования танков Т-26 и БТ-5. Их основной вывод был один - необходимо увеличение толщины бронирования всех боевых машин с тем. чтобы оно могло защищать от огня 37-47-мм противотанковой артиллерии. Кроме того, многие танкисты выступали за отказ от использования колесно-гусеничного хода. Например, начальник АБТУ РККА Д. Павлов, выступая еще в феврале 1938 года с докладом «Об опыте применения танков в Испании» говорил:
«Во всей Европе от колесно-гусеничных машин отказались по двум причинам - сложны в производстве, ремонте и восстановлении и не дают особых преимуществ в бою».
Несмотря на то. что во многих публикациях идею создания чисто гусеничного танка приписывают конструкторам завода № 183 и лично Кошкину, это не так. Инициатива в этом принадлежала военным, причем во многом именно начальнику АБТУ РККА Дмитрию Григорьевичу Павлову. В частности. на том же заседании в феврале 1938 года, в ходе дискуссии о том, какой танк нужен Красной Армии — гусеничный или колесно-гусеничный Павлов поддержал идею чисто гусеничной машины и предложил построить оба образца, испытать их. «а потом уже решать». Кстати, вопреки расхожему мнению, большинство военных не были приверженцами колесно-гусеничного хода. Основным мотивом того, что танки БТ имели комбинированный движитель, была его ненадежная гусеница, ресурс которой составлял не более 2000 км. Танкисты же требовали ресурс не менее 3000 км. при достижении которого «АБТУ КА снимает перед промышленностью вопрос об установке на танках колесного хода».
9 мая 1938 года на заседании в АБТУ РККА (а не в наркомате обороны, как пишут некоторые авторы) вновь рассматривался проект танка А-20, при этом, наряду с уточнением требований к колесно-гусеничной, решается вопрос и об изготовлении чисто гусеничной машины:
«Предложение тов. Павлова о создании заводом № 183 гусеничного танка признать целесообразным с усилением бронирования в лобовой части до 30 мм. Башню танка приспособить для установки 76-мм орудия. Экипаж - 4 человека...
Принято единогласно».
Вот так, как говориться ни убавить, ни прибавить.
Из представленных заводом № 183 вариантов А-20, военные приняли к постройке машину с широким корпусом, гребневым зацеплением гусеницы, 4-скоростной коробкой перемены передач и поперечными карданными валами для привода к каткам на колесном ходу.
- Начала полигонные испытания танков А-20 и А-32 в окрестностях Харькова
- Машина имела полностью сварной корпус
- При рассмотрении проектов А-20 не стояло проблемы
- «Первый маршал» СССР К. Ворошилов
- Начальник автобронетанкового управления Красной Армии
- Конструкторы завода № 183 отмечали, что «оба привода равноценны»
- На А-20 планировалось установить дизельный двигатель
- КБ-24 сумело справиться с поставленной задачей
- Николай Цыганов направил письмо в ЦК с целью устранения Дика
- Особое конструкторское бюро проработало на заводе № 183