На заводе № 183 создавалось мощное конструкторское бюро
Как видно из документа, на заводе № 183 создавалось мощное конструкторское бюро, значительно превосходящее по количеству работников имевшееся танковое КБ отдела 100. В новое подразделение вошли конструкторы завода: Морозов. Коротченко, Шур. Молоштанов. Лурье. Верковский. Диконь. Горюн. Таршинов. Бондаренко. Баран. Курасов. Дорошенко, Горбенко. Ефимов. Ефременко, Радойчин. Сентюрин. Долгоногова, Помочайбенко. Календин. Валовой. Кроме того, со стороны АБТУ РККА в Харьков направили инженеров Васильева, Матюхина. Водопьянова и 41 слушателя-дипломника Военной академии механизации и моторизации. Начальником ОКБ назначили А. Дика, помощником начальника - инженера Горюна, главным консультантом от АБТУ испытателя Е. Кульчицкого. Начальниками секций утвердили Дорошенко (контрольная), Таршинова (вооружение, корпус, башня). Горбенко (моторная), Морозова (трансмиссия), Васильева (ходовая часть) и Курасова (электрооборудование).
Возникает вопрос - почему начальником ОКБ назначили не Михаила Кошкина, а Адольфа Дика? Возможно, это было связано с окончательной доработкой танка БТ-7 с конической башней, трехскоростной коробкой перемены передач и усиленной подвеской: учитывая важность задачи, военные могли принять решение не перегружать конструкторское бюро новым проектированием, а сосредоточить его на решении проблем текущего производства. Однако вероятнее руководство АБТУ РККА решило создать новую боевую машину своими силами, с такими тактико-техническими характеристиками, которые бы полностью удовлетворили военных. Естественно, что руководить выполнением этой задачи поставили «своего человека» - адъюнкта ВАММ Дика, а не Кошкина. Правда, при этом вопрос организации серийного производства нового танка оставался открытым.
13 октября 1937 года АБТУ выдало новосформированному ОКБ завода № 183 тактико-технические требования на проектирование нового колесно-гусеничного танка, получившего индекс БТ-20:
«1. Тип - колесно-гусеничный, с приводом на 6 колес по типу Кристи.
1 Боевой вес - 13-14 т.
3. Вооружение - 1 х 45-мм, 3 ДТ, огнемет для самозащиты или 1 х 76-мм, 3 ДТ. огнемет. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку. 4. Боекомплект - 130-150 х 45-мм или 50 х 76-мм, 2500-3000 патронов.
5. Бронирование: лоб - 25, коническая башня-20, борт, корма - 16, крыша и дно — 10 мм. Броня вся наклонная, с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18 град.
6. Скорость - на гусеницах и колecax одинаковая: макс. 70 км/ч, ми - ним. 7 км/ч.
7. Экипаж - 3 чел.
8. Запас хода - 300 - 400 км.
9. Двигатель - БД-2 мощностью 400 - 600 л. с.
10. Трансмиссия — по типу колесно-гусеничного танка БТ-ИС (отбор мощности для колесного хода после бортовых фрикционов).
11. Подвеска - индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины.
12. Установить стабилизатор выстрела «Орион» и горизонтальный стабилизатор башни системы инженера Повалова, установить фары для ночной стрельбы с дальностью до 1000 м».
Кроме того, предусматривалась установка на танк оборудования для преодоления водных преград по дну, а также особое внимание уделялось необходимости герметизации корпуса от попадания внутрь горючей жидкости и возможности ведения огня под большими углами возвышения. Два последних требования включили по результатам опыта боев в Испании: именно там впервые использовались бутылки с бензином для борьбы с боевыми машинами, а во время боев в городах и горах республиканские танки оказывались беззащитны от поражения сверху.
- Конструкторы завода № 183 отмечали, что «оба привода равноценны»
- На А-20 планировалось установить дизельный двигатель
- КБ-24 сумело справиться с поставленной задачей
- Николай Цыганов направил письмо в ЦК с целью устранения Дика
- Особое конструкторское бюро проработало на заводе № 183
- Начальник КБ отдела 100 прекрасно понимал
- Ход работ по проектированию скоро показал
- Заводоуправление обязано изготовить в 2 танка БТ-9
- Приход Дика и требование передать ему трех конструкторов не вызвало
- Задание по БТ-7-ИС осложнило ситуацию в конструкторском бю