Особое конструкторское бюро проработало на заводе № 183
Особое конструкторское бюро проработало на заводе № 183 совсем недолго - до начала декабря 1937 года. При этом, несмотря на большое количество привлеченных к работе людей, результат был не особо впечатляющим - удалось проработать отдельные элементы ходовой части и привода на колесном ходу, а также эскизы некоторых других узлов. Оказалось, что для организации работоспособного КБ мало набрать более 60 человек (инженеров и выпускников ВАММ). Надо еще разместить их (а площади помещения КБ завода № 183 были весьма небольшими), обеспечить жильем, питанием, необходимыми для работы инструментом. А если учесть, что в то время достать необходимое количество ватмана, кульманов, логарифмических линеек и даже простых карандашей с ластиками являлось весьма непростым делом (все это было в большом дефиците), то станет ясно, что начальник ОКБ А. Дик столкнулся с непростой задачей. Кроме того, нужно было наладить взаимодействие между людьми, занимавшимися проектированием нового танка - это было также непросто, учитывая, что 2/3 сотрудников особого конструкторского бюро составляли выпускники академии. Однако Дик, являясь, без сомнения, способным конструктором, не обладал организаторским талантом Кошкина. В результате, занимаясь проектированием сам, он не смог обеспечить работу коллектива.
В начале декабря 1937 года начальник ОКБ А. Дик был отстранен от должности (позже его арестовали), а ОКБ расформировали: выпускники ВАММ уехали, сотрудники КБ отдела 100 вернулись к своей работе. Пока нельзя сказать точно, что послужило этому причиной, возможно - отсутствие ощутимых результатов при проектировании БТ-20, в котором было задействовано большое количество людей. Быть может это было связано с арестом Г. Бокиса, рекомендовавшего Дика на должность начальника ОКБ. Хотя не исключено, что к этому мог быть причастен» Н. Цыганов, точнее его письмо, направленное 26 октября 1937 года в Политбюро ЦК ВКП (б) на имя И. Сталина и К. Ворошилова и озаглавленное «О вредителях при изготовлении БТ-ИС». По мнению Цыганова. задержка проектирования и изготовления серийных танков БТ-ИС произошла по вине «вредителя Фирсова, бывшего начальника КБ на заводе ХПЗ, куда оно было передано вредителем Нейманом, бывшим начальником Спецмаштреста; на заводе №48 (Харьков), где тех. директором был вредитель-фашист Симский, который перетащил на завод № 48 фашиста Гаккеля и поставил во главе производства БТ-ИС...
Фарманьянц - Зам. начальника 8-го Гл. Упр. НКОП пытался сорвать выпуск БТ-ИС. Необходимо Ваше вмешательство».
Танка-34 № 1, вид спереди сверху. На башне установлен прибор кругового обзора, на надгусеничной полке видна укладка буксирных тросов (РГАЭ).
- Весной 1938 года из Испании возвратилась группа советников-танкистов
- Конструкторы завода № 183 отмечали, что «оба привода равноценны»
- На А-20 планировалось установить дизельный двигатель
- КБ-24 сумело справиться с поставленной задачей
- Николай Цыганов направил письмо в ЦК с целью устранения Дика
- На заводе № 183 создавалось мощное конструкторское бюро
- Начальник КБ отдела 100 прекрасно понимал
- Ход работ по проектированию скоро показал
- Заводоуправление обязано изготовить в 2 танка БТ-9
- Приход Дика и требование передать ему трех конструкторов не вызвало