«Первый маршал» СССР К. Ворошилов
Любопытно, что «первый маршал» СССР К. Ворошилов (которому многие приписывают чрезмерное увлечение конницей и недооценку роли танков), видимо убежденный начальником АБТУ РККА Д. Павловым, высказывался следующим образом:
«Танк, предназначенный для действий совместно с пехотой (конницей) и в составе самостоятельных танковых соединений, должен быть один. Для этой цели необходимо разработать два типа танков: один чисто гусеничный, другой—колесно-гусеничный. Всесторонне испытать их в течение 1939 г. и после этого принять на вооружение взамен Т-26 и БТ тот, который будет отвечать всем требованиям».
6 сентября 1938 года проектные чертежи и макет танка А-20 рассматривались комиссией автобронетанкового управления под председательством военинженера 1-го ранга Я. Сквирского. В ходе этого обсуждения приняли решение внести в проект следующие изменения:
«1. Изготовить один танк колесно-гусеничный с 45-мм пушкой, и два танка гусеничных с 76-м. м пушками. и один корпус для обстрела.
2. Боевой вес танка не должен превышать 16,5 т.
3. Удельное давление на гусеницах не выше 65 кг/см2 без погружения.
4. Разработать и установить круговое наблюдение из башни без оптических приборов.
5. Снизить удельное давление на тормозной ленте.
6. Разработать гидравлический амортизатор в подвеске.
7. Передний лист днища сделать 13 мм вместо 10 мм.
8. Щиток водителя сделать 30 мм.
9. Прибор «Триплекс» в башне вынести несколько наружу.
10. Люк лаза в днище танка должен легко открываться и иметь замок.
11. Предусмотреть укладку 2-3 магазинов ДТ на случай выхода экипажа из танка.
12. Разработать и представить на утверждение установку дымового прибора и огнемета.
13. Разработать сервоуправление.
14. Боекомплект для 76-мм пушки должен быть 85-100 снарядов».
10 и 11 декабря 1938 года доработанные проекты и модели танка А-20 (в двух вариантах — гусеничном и колесно-гусеничном) рассмотрели и утвердили на заседании Главного военного совета (протокол № 28). Кстати, в этом документе индекс А-32 отсутствует - вторая машина проходила как А-20 гусеничный (А-20Г).
Однако окончательное решение о постройке опытных образцов (а, следовательно, и выделение на это необходимых средств) принималось на самом высоком уровне. 26 февраля 1939 года прошло заседание Комитета обороны при СНК СССР, на котором рассматривались технические проекты и макеты перспективных танков:
CMK. T-100, A-20 и T-40 (кстати, вопреки мнению некоторых авторов, в документах этого заседания также не встречается обозначение А-32: обе машины именуются А-20).
Во многих публикациях об истории создания Т-34 именно это заседание считается переломным моментом в судьбе этой машины. Якобы, на этом заседании возник спор между представителями завода № 183 и военными: последние настаивали на колесно-гусеничном варианте, а заводчане (в лице главного конструктора КБ 520* М. Кошкина и его заместителя А. Морозова) - на гусеничном. А точку в споре поставил Сталин, сказав: «Не надо стеснять инициативу завода, я верю заводчанам. Пусть построят оба танка», Дав таким образом «зеленый свет» чисто гусеничной машине. Однако изучение документов говорит о том, что все обстояло совсем не так.
- Заседание Комитета обороны, посвященное принятию на вооружение
- Все отмеченные в отчете недостатки необходимо устранить
- Начала полигонные испытания танков А-20 и А-32 в окрестностях Харькова
- Машина имела полностью сварной корпус
- При рассмотрении проектов А-20 не стояло проблемы
- Начальник автобронетанкового управления Красной Армии
- Весной 1938 года из Испании возвратилась группа советников-танкистов
- Конструкторы завода № 183 отмечали, что «оба привода равноценны»
- На А-20 планировалось установить дизельный двигатель
- КБ-24 сумело справиться с поставленной задачей