Назначение бронированных боевых машин
Назначение бронированных боевых машин (БВМ) определяется тремя задачами: двигаться, вести бой и защищать экипаж и системы оружия от противодействия противника, с тем чтобы они могли продолжать выполнение своей работы в условиях, когда противник может пытаться остановить ее.
Конечно, в этой концепции нет ничего нового. Воин своего племени пять тысяч лет тому назад,
передвигаясь на собственных ногах, обладал точно теми же самыми тремя атрибутами: боевой мощью, защитой и подвижностью, обеспечиваемыми его копьем, щитом и ногами. Однако развитие технологии сделало возможным создание боевых машин почти невероятной мощи. С огромной скоростью они могут двигаться по пересеченной местности, нести оружие колоссальной силы, и они почти неуязвимы для противника. Есть много вариантов этой темы, но концепция, в целом, неизменна.
Первое и самое главное, ББМ должна быть способна воевать. Она должна обладать оружием, уничтожающим те средства противодействия, на поражение которых это оружие рассчитано, запасом боеприпасов, питающих это оружие, и системой нацеливания оружия в выбранную цель.
Последнее может потребовать размещения на машине башен или других установок, а они, в свою очередь, нуждаются в прочной опоре, поддерживающей их.
Второе, машина должна быть способна двигаться. Для этого требуется мотор и устройства передачи мощности мотора на грунт - другими словами, система привода той или иной конструкции. Если машина должна передвигаться не только по хорошим дорогам, ей нужна эффективная подвеска и просвет над грунтом (клиренс), достаточный для движения по неровной местности. Давно известно, что гусеницы больше, чем колеса, подходят для перемещения по неровному грунту и лучше распределяют на грунт вес тяжелой машины. Машине также нужна определенная защита. В самом общем смысле - это металлические пластины, защищающие от пуль и осколков снарядов. Чем более мощным становится оружие, тем надежнее и прочнее должна быть защита от него.
Например, можно использовать более толстую броню, но есть практическое ограничение количества металла, которое можно навесить на данную машину при сохранении ее возможности нормально двигаться. Элементами хорошей конструкции являются применение наклонно ориентированной брони и новейших или композитных материалов, а не просто наращивание толщины брони, все это дает лучшую защиту при том же самом весе брони. Но во всех случаях требуются компромиссные решения. Ведь увеличение веса брони требует более прочного шасси и либо замедляет движение машины, либо требует более мощного двигателя. А более крупные двигатели требуют больше топлива, имеют больший вес, что может уменьшить объем внутри машины, необходимый для размещения экипажа и вооружения, - и потребовать нового переконструирования.
И даже если основные параметры ББМ определились, конструирование еще далеко не закончено. Для того чтобы машина могла выполнять свою работу, ей нужно еще много другого оборудования, также жизненно важного. Экипажи танков должны быть снабжены средствами связи, или, по меньшей мере, средствами получения приказов. Они также должны иметь возможность видеть окружающую обстановку, не подвергаясь риску и оставаясь максимально защищенными. Пушка должна обладать системой прицеливания, башня должна поворачиваться, а пороховые газы от выстрелов своей пушки - удаляться из машины.
Нельзя забывать и об условиях работы экипажа. Несколько моделей хороших во всех других отношениях танков не смогли достойно показать себя в бою из-за трудных условий для их экипажа.
Следовательно, для того, чтобы эффективно действовать на поле боя, танки должны быть способны не только двигаться, стрелять и защищать от пуль. Они должны быть надежными, не сложными в обслуживании и применении.
Современные «основные боевые танки» (ОБТ) линии фронта - быстры, комфортабельны, отлично защищены, оснащены компьютерами, надежны, мобильны, эффективны - и даже имеют систему кондиционирования воздуха. Некоторые могут преодолевать неглубокие реки по дну; почти все способны вести бой ночью. Многие способны поражать противника прямо на ходу, с первого выстрела на дистанции 3 км (1,9 мили), а спустя всего несколько секунд делать следующий выстрел. Такой уровень совершенства достигнут не за один день. Да, современные ББМ стали результатом трудного и зачастую кровавого процесса развития. На этом пути было множество неудач и сгоревших на поле боя машин, оказавшихся не готовыми к своей задаче. Потребовалось сто лет для создания современного танка, а начало истории ББМ отстоит еще дальше от наших дней, много дальше.
- Возвышение и закат кавалерии
- Для обеспечения проведения мероприятия разработали программу
- Первый вариант литой башни из брони марки МЗ-2
- Машины испытывались дополнительно большими и контрольными пробегам
- Дополнительно испытывались контрольными пробегами
- Умер главный конструктор Михаил Ильич Кошкин
- В сентябрь 1940 года, началось серийное производство танка Т-34
- Большую часть Л-11 выпуска июля - августа направили
- К указанным объемам производства завод не был готов
- Ситуация с производством Т-34 начала выправляться