Часть из этих недостатков удалось устранить
Часть из этих недостатков удалось устранить в первой половине 1941 года, а часть уже в ходе Великой Отечественной войны. Справедливости ради следует сказать, что тридцатьчетверка была для нашей промышленности крайне сложной боевой машиной, и не все можно было сделать сразу и правильно. Отдавая себе отчет в этом, еще 19 ноября 1940 года постановлением Комитета обороны № 428 сс для повышения боевых качеств предусматривалось внести в конструкцию Т-34 целый ряд изменений, как то: установка более мощного двигателя, командирской смотровой башенки и дополнительных смотровых приборов, улучшение размещения экипажа, повышение гарантийного километража танка и т. д. Работы в этом направлении начались в конце 1940 года и велись вплоть до начала Великой Отечественной войны.
С ноября 1940 года на бортах Т-34 появилась укладка четырех (по два на борт) дополнительных топливных баков емкостью 33,5 л каждый. Они фиксировались кожаными ремнями к специально приваренным кронштейнам. Кроме того, изменилась укладка наружного ЗИПа - введено крепление двух домкратов и изменено крепление брезента.
В ноябре производство танков Т-34 на заводе № 183 было следующим: «По Т-34.
1. В Ноябре с. г. предъявлено на испытания большим пробегом 34 машины, из них:
А). Ноябрьской сборки 25 машин и Октябрьской сборки предъявлено вторично 9 машин. Из числа 25 Ноябрьских машин принято с одного пробега 22, со второго пробега 2 маш. 1 не принята, требует повторный пробег. Кроме этого, из общего количества предъявленных испытано контрольным пробегом 9 машин.
Повторными и контрольными пробегами машины испытывались в основном по дефектам коробки передач как то:
А). Заедание подвижных шестерен на шлицах валов;
Б). Сколы цементационного слоя на зубьях шестерен.
Замена материала главного вала не исключила окончательно появление заеданий подвижных шестерен КПП. В настоящее время изменен режим термообработки ступицы шестерен при котором, по мнению металлурга, заедание прекратится (результаты этого изменения в пробеге достаточно не проверены).
Для обеспечения лучшего переключения передач, в гл. фрикционе отменен стопор на ведомом барабане и введено отражательное кольцо, что значительно улучшило переключении передач. Окончательно може: быть решен вопрос по этим дефектам, конструктивным изменением главного фрикциона и коробки передач.
2. Кроме принятых 83 машин имеется в заделе:
А). Под окраской и окончательной укомплектовкой — 5 машин;
Б). Принято ОТК под окраску, но не предъявлено приемке ГАБТУ КА из-за отсутствия гусениц - 5 машин.
В). Испытано пробегом, установлено и сдано АУ КА вооруженных - 6 машин;
Г). Испытано пробегом, находите» под установкой вооружения - 8 машин;
Д). Испытано заводским пробегам. находится на подготовке к монтажу вооружения — 18 машин;
Е). Испытано заводским пробегав на подготовке к большому пробег» — 3 машины;
Ж). Собрано, но не испытывается пробегом из-за отсутствия башен — 34 машины;
З). В стадии сборки на конвейере— 11 машин.
ВСЕГО В ЗАДЕЛЕ: 90 машин.
3. Обеспеченность по бронедета - лям, корпусам и башням от начала производства:
А) Палучено бронедеталей корпуса с з-да им. «Ильича» - 307 комплектов.
Б) Палучено бронедеталей башни с з-да им. «Ильича» - 246 комплектов.
В) Собрано корпусов - 202 комплекта.
Г) Собрано башен - 160 комплектов.
Д) В заделе в разных стадиях корпусов - 44 комплекта;
Е) В заделе в разных стадиях ба - щен — 38 комплектов;
Из числа собранных передано заводу СТЗ.
Корпусов - 24;
Башен - 24.
С начала Декабря по указанию Наркомата Среднего Машиностроения корпуса и башни будут отправляться на завод СТЗ, что может привести к остановке конвейера.
4. Состояние не отправленных машин.
Принято всего - 83, отправлено 45.
Из числа оставшихся на заводе:
А). Окончательно принято и запломбировано в ожидании транспорта - 27;
Б). Сдано под окраску - 4;
В). В стадии установки и сдачи вооружения - 6;
Г). На модернизации после возвращения из ЛВО от Начальника Инженерной службы - 1.
Примечание: Все 11 машин ранее оплачены без вооружения.
5. Состояние по вооружению и оптике:
A. Система Л-11.
А). Всего получено на завод - 160;
Б). Отправлено - 39;
В). Остаток на заводе - 121, из них:
Г). Принято на машинах - 45;
Д). На монтаже в машину -21;
Е). 'В цехах на подготовке к монтажу - 15;
Ж). На складе завода - 40.
Б. Ножные спуски:
А). Всего получено на завод — 327;
Б). Отправлено на машинах - 43;
В). В работе в цехах завода - 88;
Г). На складе завода - 196.
B. Оптические приборы ПТ-6 и ТОД-6.
А). Всего получено на завод - 93 комплекта;
Б). Отправлено с машинами - 43 комплекта;

Застрявшийна болотистом лугу танк Т-34 с литой башней. Это один из немногочисленных снимков, сделанных в боевых условиях, когда на машине установлены дополнительные баки. На башне видны белые цифры - возможно, это заводской номер танка (фото из архива проекта «Немиров-41»).
В). Установлено на машины - 50 комплектов;
Для дальнейшей установки на готовые уже машины приборов нет.
6. Основные причины, влияющие на сборку и окончательную сдачу машин.
А). В отделе 700 вследствие реконструкции цехов, не полного оснащения и поступления бронедеталей от завода «Ильича» с отступлением от чертежей, цикл изготовления корпуса и башни не сокращается, и кроме того, корпуса и башни подаются в сборочные цеха с отступлениями.
б). На конвейере отсутствуют башни, не своевременно обеспечены переделки корпусов под рацию, нет подачи балансиров из-за отсутствия заготовок, подача дефектных радиаторов с завода ЗИС, брак картеров поворотного механизма по литейным порокам обнаруживается при механической обработке (поставщик СТЗ) и т. д.
В). По сдаточному цеху большие подгоночные работы по амбразуре башни (ввиду отступления на заводе «Ильича»), отсутствие гусеницы, отсутствие шпор, дефекты по коробке передач и главному фрикциону, вызывающие повторные контрольные пробеги.
Сводку составил: военпред АБТУ КА капитан /Русаков/.
Сводку проверил: районный инженер АБТУ КА военинженер 2 ранга / Козырев/».
- Харьковская Эпопея
- Из общего количества отправленных машин
- Создание танка
- Паровые тракторы и бронеавтомобили
- Военная приемка на заводе № 183 приняла
- Ранние эксперименты
- Подготовка к пробегу заняла больше времени, чем рассчитывали
- Возвышение и закат кавалерии
- Для обеспечения проведения мероприятия разработали программу
- Первый вариант литой башни из брони марки МЗ-2



В начале 1934-го года в Германии были определены основные тактико-технические требования к среднему танку, предназначенному для поддержки в бою более легких машин, составляющих большую часть танкового парка армии. Основная задача подобных машин заключалась огневом подавлении противника при помощи орудия среднего калибра, каким была выбрана 75мм короткоствольная пушка, идеально подходящая для огневой поддержки, и многочисленных пулеметов.
С началом Великой Отечественной войны советский танк Т-34-76 произвел фурор на поле боя. По своим тактико-техническим характеристикам он на порядок превосходил всех своих соперников. Самые тяжелые немецкие танки Pz.III и Pz.IV ничего не могли противопоставить отечественной машине. Однако время не стоит на месте, а во время войны течет в разы быстрее. За три года Т-34-76 из короля поля боя превратился в мальчика для битья.