Новое орудие для «Кромвеля»
Было очевидно, что оружие на новом танке нужно менять, поэтому, посмотрев на опыт американских коллег, стали разрабатывать новую пушку калибра 75 миллиметров. Но сей факт стал причиной новой задержки в окончательной реализации проекта боевой машины (перед этим пришлось «притормозить».
Те танки, которые уже были выпущены, впоследствии планировалось перевооружить (они были оборудованы шестифунтовой пушкой). Первые новые орудия калибра 75 миллиметров вышли в серию ближе к концу сорок третьего. Но к этому периоду пушки, ранее казавшиеся отменными, морально устарели. Но делать было нечего, и их поставили на вооружение все равно, так они и прослужили до самого конца военных действий.
Эти пушки представляли собой модифицированную и улучшенную модель шестифунтовой пушки, от которой остался ряд деталей. Например, ствол, который был, правда, укорочен, немного расточен и оборудован дульным тормозом. А вот затворный механизм вообще ничем не отличался. Поэтому пушка в итоге вышла с достаточно серьезным количеством дефектов, и полностью избавиться от недостатков удалось лишь к маю сорок четвертого.
Боеприпасы же к пушкам поставлялись Великобритании по ленд-лизу, с ними проблем никаких не было, поскольку не пришлось их изменять.
Помимо этих новых пушек на «Кромвелях» стояли два пулемета «Besa» калибра 7, 92 миллиметра. Один пулемет был спаренным с танковой пушкой, второй же стоял на лобовом листе, на самом корпусе машины, и сей факт был последним наглядным напоминанием о принципах танкостроения, о танковой доктрине времен первой мировой. Согласно доктрине, танковые корпуса «ощетинивались» агрессивными стволами пулеметов.
Многие танкисты, сидевшие в «Кромвелях» к таким пулеметам относились более, чем скептически. Поэтому уже в следующем кодификационном процессе их с танков поснимали.
Еще пару слов о танке. Танк делился, как это «предписывали» традиции великобританского танкостроения, на три части, бронирование корпуса делалось с помощью кованных листов (либо клепаных). В переднем отсеке сидели пулеметчик и механик, он же водитель. За ними шла перегородка, оснащенная люком. За перегородкой было боевое отделение. А наводчик, заряжающий и командир дислоцировались в башне. Наводчик был по левую сторону от командира, заряжающий же – по правую. Башня была вращающейся. Вращение производилось на 360 градусов с помощью гидравлического привода. Вокруг своей оси она могла обернуться всего за 15 секунд, а еще башня давала возможность навести пушку на цель с высокой точностью. Если в первых модификациях танка в распоряжении танкового командира имелось всего 2 перископа, дающих, правда, перископический обзор. Боекомплект располагался в башне, и был он из 23 снарядов. Там же находилось почти 5 тысяч патронов, предназначенных для пулеметов. Еще 41 выстрел был в боеукладках, идущих по стенам боевого отделения.