На совместном совещании работников НКТП и БТУ
В начале декабря 1942 года на совместном совещании работников НКТП и БТУ подвергся серьезной критике и был отклонен 2-й проект командирской башенки с щелевыми приборами многократного преломления. В этом проекте:
1. При попадании пули в призму осколками ее должен поражаться наблюдающий;
2. За счет многократного преломления значительно увеличивается путь прохождения луча в стекле, и поэтому происходит большая потеря видимости;
3. Сама призма тонка, и во время движения танка наблюдать через нее будет затруднительно. Кроме того, отверстия под призмы снижают бронестойкость башенки, а введение самих призм усложняет эксплуатацию и снабжение запчастями.
Вместо развертывания работ по созданию смотровой башенки, удовлетворяющей требованиям ГБТУ, завод № 183 ответил письмом № СО-5481 от 23 декабря 1942 года. В письме т. Максарева и т. Морозова высказали сожаление о том. что такой важный вопрос по разным причинам не нашел еще разрешения. В этом же письме они сообщают, что других вариантов командирской башенки завод не имеет.
И настаивает на принятии отвергнутого варианта.
Заводу № 183 было рекомендовано разработать смотровую башенку Т-34, использовав конструкцию смотрового прибора и смотрового люка танка МК-4, причем конструкция приборов и смотрового люка танка МК-4 т. Морозову были известны с июля 1942 года.
Никаких обоснованных возражений на свою предложенную конструкцию смотровой башенки от завода № 183 мы не получили, поэтому вызывает удивление не деловой тон ответа т. т. Максарева и Морозова на решение совещания о конструкции башенки.
Прошу Ваших указаний заводу № 183 о срочном развертывании работ по созданию смотровой башенки танка Т-34, удовлетворяющей требованиям улучшения обзорности из танка и размещения в ней командира».
Двумя месяцами позже, 8 марта 1943 года, нарком Зальцман получает письмо от заместителя начальника ГБТУ КА генерал-лейтенанта танковых войск Вершинина:
«Одним из основных конструктивных недостатков танка Т-34, значительно снижающих его боевую мощь, является низкая скорострельность, скорость наводки и меткость стрельбы из танка.
Проведенные НИБТ полигоном ГБТУ КА сравнительные стрельбы из Т-34 и иностранных танков показали, что скорострельность и меткость стрельбы на ходу из Т-34 значительно ниже, чем у иностранных танков.
- Доработка 57-мм пушки ЗИС-4 заводом № 92
- Весной 1943 года стало ясно, что тридцатьчетверка потеряла свое преимущество
- Первые 5 смотровых приборов, высланные с завода № 393
- Завод рассчитывает в июле выпустить танков с командирскими башенками
- Основные причины понижающие скорострельность и меткость стрельбы
- Небезынтересные сведения содержались и в докладе главного конструктора
- Часть дефектов является следствием текучести
- Довольно интересные сведения содержались в докладе
- По командирской башенке отмечался ряд недостатков
- Для испытания новой коробки передач и башни



О плавающих танках фашистской Германии известно очень мало, куда большую известность имеют плавающие машины нашей армии, а также разработки японских, американских и английских конструкторов. Однако, в Германии тоже уделяли внимание этому вопросу, только к его исполнению немецкие конструкторы подошли несколько по иному, да и события второй мировой войны не оставили широкого маневра для деятельности в данном направлении.
С началом Великой Отечественной войны советский танк Т-34-76 произвел фурор на поле боя. По своим тактико-техническим характеристикам он на порядок превосходил всех своих соперников. Самые тяжелые немецкие танки Pz.III и Pz.IV ничего не могли противопоставить отечественной машине. Однако время не стоит на месте, а во время войны течет в разы быстрее. За три года Т-34-76 из короля поля боя превратился в мальчика для битья.