Ситуация в лучшую сторону менялась в осенне-зимний период
Ситуация в лучшую сторону менялась в осенне-зимний период: низкая температура окружающего воздуха позволяла двигателю развивать максимальную мощность, а отсутствие пыли не требовало частой счистки воздухоочистителя. Кроме того, в это время года проходимость тридцатьчетверки (благодаря широким 550-мм тракам) по бездорожью, грязи и снегу значительно превосходило немецкие Pz. III и Pz. IV, застревавшие на своих узких гусеницах. Любопытен следующий факт: генерал Гудериан в своих мемуарах «Воспоминания солдата» о превосходстве Т-34 пишет только после боев под Мценском в октябре 1941 года. Получается, что он не видел этих танков до этого и его части с ними не воевали? Нет, это естественно не так - танковая группа Гудериана сталкивалась с тридцатьчетверками и в Белоруссии, и под Смоленском, и во время Киевского окружения. Но в летних условиях превосходство Т-34 сводились к превосходству отдельных танков, а осенью под Мценском из-за благоприятного для тридцатьчетверок времени года их превосходство проявилось в полной мере.
Четырехскоростная коробка перемены передач конструктивно значительно уступала 6-скоростным КПП немецких танков Pz. III и Pz. IV.
«Подавляющее большинство коробок перемены передач в танках наших противников плохо переключается, отчасти от того, что в большинстве случаев это - простая система передвигаемых шестерен. Кроме того, заднее расположение двигателя и коробки передач в танках делает необходимыми длинные рычаги управления передачами, имеющими большой мертвый ход из-за наличия промежуточных звеньев, что вызывает при быстрых переменах скоростей неправильные переключения. В плохом переключении заключается самая большая слабость советского танка Т-34», - такую оценку давали тридцатьчетверке немцы. Им вторили американцы, испытывавшие Т-34 в Абердине: «На танке Т-34 коробка передач очень плохая».
Кстати, помимо ненадежной работы, при переключении скоростей тридцатьчетверки требовались недюжинные усилия механика-водителя, которому, как вспоминают ветераны-танкисты, в этом часто помогал стрелок-радист.
В 1943 году танки Т-34 получили новую пятискоростную коробку перемены передач, в результате чего тридцатьчетверка стала более маневренной, кроме того, внесенные в то же время изменения в конструкцию главного фрикциона, значительно снизили усилия на рычагах, так что управлять танком стало намного легче. Также были проведены другие мероприятия по повышению качества агрегатов танка и надежности их работы. Так, в производство ввели новый воздушный фильтр «Циклон», а затем и «Мультициклон», которые хотя и не работали так эффективно, как фильтры на немецких «пантерах», все же были лучше, чем «Помоны». Например, интервал между их обслуживанием составлял до 4 часов.
- Танк «Сентинел» (Sentinel) АС I
- Танки Чехословакии: начало 20 века ч.2
- Российский танк четвертого поколения
- Фантастическая ремонтопригодность танка
- Была улучшена и система охлаждения двигателя
- Т-34-85 не уступал, а превосходил немецкие танки в скорострельности
- Тридцатьчетверка уступала немецким танкам в быстроте нахождения целей
- Одним из основных недостатков танка Т-34 называют
- Пушка Ф-34, которой вооружались танки Т-34 являлось очень мощным танковым орудием
- Многие авторы отмечают примененную на Т-34 устаревшую подвеску