Трудный путь в серию
В апреле 1940 гола началась подготовка с серийному производству танка
Т-34 на заводе № 183 и СТЗ. Но так как на тот момент имелось всего две опытных машины А-34, предприятия столкнулись с массой трудностей при организации выпуска этой на тот момент во многом «сырой» и недоработанной машины.
Например, большая часть деталей и агрегатов, которые должны были поставлять заводу № 183 предприятия - смежники (или, как тогда говорили, кооперируемые заводы), не отвечает производственным возможностям последних и требовала пересмотра конструкции. Да и самому заводу №183 для организации серийного выпуска Т-34 была необходима реконструкция многих цехов, обновление и пополнение станочного парка, отработка технологии. Несмотря на это, заказчик - Автобронетанковое управление - настаивал на скорейшей организации выпуска новых танков. Например, начальник АБТУ КА Д. Павлов в своем донесении на имя нового наркома обороны СССР Маршала Советского Союза С. Тимошенко просил о выпуске в 1940 году на заводе № 183 не менее 500 танков Т-34. В этом документе Павлов писал:
«Представляю утверждение отчет Комиссии по войсковым испытаниям опытных образцов танка Т-34, принятого на вооружение Красной Армии постановлением КО при СНК ССР № 443 сс от19.12.1939 г.
По вопросам, выдвинутым в особых мнениях представителями артиллерийского управления Красной Армии военинженером 2-го ранга т. Сорокиным и завода № 183 т. Морозовым, докладываю:
1. Расширение башни на 160 мм без переделки погона башни и корпуса, предложенное заводом № 183, мною утверждено. С увеличением высоты башни не согласен, так как это ведет к увеличению цели для противника, а надобности в этом нет, ибо угол склонения 5 градусов вперед и по бортам обеспечен.
2. С унификацией качающихся частей орудия с танками другого класса не согласен, так как это приведет к увеличению веса танка Т-34.
3. По работе главного фрикциона разногласий по существу нет, так как завод сам признал, что причины ко робления дисков установить еще не удалось. Коробление же дисков является существенным дефектом.
4. Ленивец мною утвержден по 2-му варианту, с внутренним регулированием натяжения гусеницы, как наиболее прочный и защищенный от поражения.
Танк Т-34 с ранним вариантом литой башни на препятствиях. НИБТполигон, весна 1941 года. Башня развернута по ходу назад (ЦАМО).
5. Установку рации настаиваю перенести в носовую часть танка, дабы освободить командира танка для ведения боя. В носовой части танка предусмотрено размещение стрелка-радиста.
6. Конструкцию смотровых приборов настаиваю переделать за счет применения металлических зеркал и триплекса.
7. Прибор кругового обзора на 1940 год утвердил в том виде, как он представлен на опытных образцах.
В первых числах июня с. г. завод № 183 изготовит опытную партию (10 шт.) танков Т-34 по чертежам опытного образца. Мною дано разрешение заводам Мариупольскому (по броне) и № 183 на изготовление еще 10 танков Т-34 по чертежам опытного образца, дабы тщательней отработать технологию производства к серийному выпуску.
Отчет комиссии по войсковым испытаниям и мои решения прошу утвердить».
7 июня 1940 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 967-368сс «О производстве танков Т-34 в 1940 г», утверждался план выпуска новых боевых машин в 600 штук, из них 500 должен был дать завод № 183 и 100 - СТЗ.
Прежде чем писать об организации производства Т-34, хотелось бы сделать небольшое отступление, посвященное способу подсчета выпушенных танков и способу их приемки. Дело в том, что большинство авторов, пишущих о производстве танков (и тридцатьчетверки в частности), не очень хорошо представляют себе, как велась отчетность. Например, встречаются упоминания о двойной бухгалтерии, о сдаче танков заводами по сборке, а приемке армией по «бою» и т. п. На основании этого делается вывод о том, что вообще нельзя абсолютно точно определить количество изготовленных Т-34. На самом деле, это не так, нужно только знать, что м как искать.
Прежде всего, между заказчиком (АБТУ КА) и исполнителем (завод N° 183) заключался «Договор на продукцию, сдаваемую через военпре» Заказчика». В этом документе определялись цены на танки, порядок их приема, отправки и оплаты, сроки
Поставки и т. п. Что касается приемки готовых машин Т-34. то велась по определенной схеме, утвержденной АБТУ КА и наркоматом среднего машиностроения циальными приказами и лиреми. В этих документах определажа
Порядок приемки готовых боевых машин, который происходил следующим образом.
- Ход изготовления установочной партии танков
- Какой будет бронетехника современности?
- Помимо оперативных сводок за месяц
- При отгрузке танка в войска вместе с ним отправляли
- Как танк был собран, он направлялся в 30-километровый заводской пробег
- Заручившись поддержкой в правительстве, подписали
- Управление танком осуществляется через бортовые фрикционы
- Во время испытания танков на герметичность
- Руководство завода № 183 получило указание
- Танк Т-34 был принят на вооружение еще до изготовления опытных образцов