Танки Военного Времени
В первые дни начавшейся Великой Отечественной войны заводы, выпускавшие тридцатьчетверки, работали еще по довоенному графику. Но уже 5 июня 1941 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) подписали постановление «Об увеличении выпуска танков KB, Т-34, Т-50, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III и IV квартал 1941 года». Этот документ предусматривал резкое увеличение выпуска танков заводами промышленности.
1 июля 1941 года создается Государственный Комитет Обороны, и первое же его постановление № 1, принятое в тот же день, касалось танков. Этим документом предусматривалось значительно увеличить сборку танков Т-34 на заводах № 183 и СТЗ, а также привлечь к производству этой машины завод № 112 «Красное Сормово» в Горьком, входивший в наркомат судостроительной промышленности.
Помощь «Красному Сормово» должен был оказывать на первых порах харьковский завод № 183 и Мариупольский завод имени Ильича (по броне).
Любопытно, что завод № 112 срезу ориентировался на выпуск танков Т-34 с карбюраторным двигателем
М-17Т. Дело в том, что мощностей единственного на тот момент производителя дизельных двигателей В-2 - харьковского завода № 75 - не хватало для обеспечения увеличенной танковой программы. За первое полугодие это предприятие изготовило 2121 В-2 всех типов: для танков Т-34, KB, Т-50 и тягачей «Ворошилове!!». Поэтому по постановлению ГКО № 1, продублированному приказом по Нарком - средмаша № 300 от 7 июля 1941 года, завод № 183 в 15-дневный срок обязывался отработать установку мотора М-17 в танк Т-34, а к 10 августа закончить доводку работы мотора М-17 на газойле. Чертежи в срочном порядке предписывалось отправить на заводы «Красное Сормово» и ГАЗ имени Молотова, причем последнему поручалось организовать выпуск моторов М-17, производство которых к 1941 году было уже прекращено.
Но до этого момента ГАБТУ КА и наркомат среднего машиностроения стали изыскивать нужные двигатели на базах и складах. Так, по справке от 20 июня 1941 года только на центральных складах автобронетанкового управления имелось 514 двигателей М-17 всех типов (склад №37 - 340 М-17 и 55 М-17Л, склад №60 - 46 М-17 и 61 М-17Л, склад №413-12 М-17).
Однако выполнить данные рас - зоряжения харьковчане не сумели. Так. 8 августа 1941 года начальник ГАБТУ КА генерал-лейтенант Федо - ренко сообщал заместителю председателя СНК СССР В. Малышеву:
«На 8 августа с. г. указанное решение ГКО и НКСМ заводом № 183 не выполнено. Мотор при работе в танке Т-34 сильно перегревается, температура воды превышает 100 градусов, а температура масла доходит до 125 градусов. Завод серьезных мероприятий по снижению температуры воды и масла не принимает.
Еще хуже дело обстоит с переводом мотора М-17 для работы на газойле. До сих пор не отработана система подогрева топлива и не проведены стендовые и ходовые испытания.
Прошу дать указание НКСМ обязать завод № 183 принять все необходимые меры для выполнения решения ГКО в самые коротки сроки».
- Завод № 183 не выполнил
- Уроки, полученные во Франции
- Танки Ирака
- Британские танки под Аррасом
- Заместитель Федоренко генерал-майор Лебедев направил
- Работы на Сталинградском тракторном заводе были прекращены
- В Сталинграде объявили военное положение
- О создавшемся критическом положении начальник ПВО
- Блицкриг во Франции
- «Сидячая» война