Средний боевой танк Т-43
Весь процесс проектирования этого танка был разработан конструкторским бюро №183 в 1942 году при использовании элементов танка Т-34. Корпус этой модели был полностью переработан, что давало возможность размещения основных механизмов и узлов более компактно. Существенно увеличилась и защищенность танка. Толщина лобовой броневой защиты составила 75 мм вместо 45 мм бронирования лобовой части танка Т-34/76. Такая броня существенно увеличила шанс на выживание экипажа и самого танка во время боя. Еще летом 1942 г. на испытаниях Т-34/76 при обстреле из трофейных пушек отмечалась проницаемость танка на любых дистанциях и углах ведения огня.
Основным требованием к проекту танка Т-43 явилось обязательное сохранение основных механизмов и узлов серийного, выпускаемого не один год, танка Т-34. Это требование, с одной стороны, значительно упростило постановку Т-43 на поток в массовом производстве, с другой - выливалось в наследование нескольких очень неудачных решений уже имевшегося танка Т-34. К примеру, длину моторного и трансмиссионного отделений Т-43 сократить не удавалось, в результате этого боевое отделение получалось меньше. Частично расширить внутреннее пространство для экипажа удалось, применив торсионную подвеску, которая была компактнее свечной, доставшейся танку Т-34 в неизмененном виде от устаревшей конструкции танков Кристи.
Превзойдя Т-34 по броневой защите и не уступив по вооружению тяжелым танкам КВ-1 и КВ-1с, боевой средний танк Т-43 приближался к тяжёлому танку в удельном давлении на грунт, это отрицательно сказывалось на проходимости танка и дальности его продвижения без дозаправки.

Самым неудачным было то, что вся его конструкция получилась предельной и исключала возможность дальнейшей модернизации. Когда серийную модель танка Т-34 оснастили пушкой калибра 85 мм, то необходимость в использовании танка Т-43 отпала. Но стоит отметить, что именно конструкция башни танка Т-43, при небольшом изменении, стала использоваться в изготовлении танка Т-34/85, и опыт при работе с танком Т-43 не стал напрасным. Испытательный пробег в 3000 км на танке Т-43 наглядно доказывал правильность применения для средних танков торсионной подвески. Впоследствии это было использовано при изготовлении среднего танка Т-44.




В начале 1934-го года в Германии были определены основные тактико-технические требования к среднему танку, предназначенному для поддержки в бою более легких машин, составляющих большую часть танкового парка армии. Основная задача подобных машин заключалась огневом подавлении противника при помощи орудия среднего калибра, каким была выбрана 75мм короткоствольная пушка, идеально подходящая для огневой поддержки, и многочисленных пулеметов.
Безусловно, качество любой боевой машины определяется в первую очередь периодом ее нахождения на вооружении. Со времен окончания Великой отечественной войны прошло уже более 65 лет, а один из творцов той великой победы, танк Т-34-85 до сих пор состоит на вооружении некоторых стран мира. Достаточно сказать, что с вооружения российской армии он был снят в 1993-м году, а в середине 90-х с успехом применялся на территории бывшей Югославии всеми противоборствующими сторонами.