Танкостроение на Украине
Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева один из первых в истории советского танкостроения начал выпускать бронетанковые машины. Собственно, предприятие было создано в 1895 году с целью удовлетворения нужд страны в паровозной технике, ставшей актуальной в пик экономического подъема девяностых годов XIX века.
Не имея на заре своего образования собственных предприятий по производству танков, СССР стремился исправить данное упущение, чтобы укрепить военную мощь молодого государства. Именно поэтому на Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) была возложена миссия по организации танкостроительных работ. База для развития танкостроения на ХПЗ была основательной. К тому времени на предприятии уже имелся опыт ремонта трофейных танков, выпускались бронепроезда и броневики. В серийное производство был выпущен гусеничный трактор «Коммунар», велись дальнейшие конструкторские разработки для его усовершенствования.
В декабре 1927 года на Харьковском заводе было сформировано конструкторское бюро, призванное организовать работы по производству тракторов и танков в соответствии с письмом Главного Управления металлической промышленности № 1159 от 07.01.1928 г.
Тогда же был дан старт первому проекту по разработке советского танка, получившего маркировку 1-12-32. Впоследствии танку дали название Т-12. Его строительство было завершено в октябре 1929 года. На испытаниях танк показал себя в целом неплохо, но допущенные при строительстве недоработки решено было исправить. Т-12 в результате был построен в одном экземпляре, а его улучшенная модификация, получившая обозначение Т-24, в 1931 году была запущена в мелкосерийное производство.
В скором времени на Харьковском заводе стали производиться колесно-гусеничные танки типа БТ, разработка которых осуществлялась в 30-х годах прошлого столетия. В дальнейшем харьковскими конструкторами были разработаны танки Т-34 и Т-35, выпускаемые и другими заводами страны. В самом начале Великой Отечественной конструкторское бюро завода было эвакуировано в Нижний Тагил. Именно там сконструировали усовершенствованный Т-34-85 и новые Т-44 и Т-54. После возвращения в родной Харьков КБ разработало боевой танк, ставшим основным в Советской Армии – Т-64. В дальнейшем конструкция этой машины легла в основу танков Т-72 и Т-80.
Впрочем, это разнообразие танков, которые стояли близко по своему техническому уровню и обладали при этом столь малой совместимостью деталей, легло тяжким бременем на советскую экономику . Но продолжим. На самом закате Советского союза в городе Харьков усиленно велись разработки перспективного танка, причислявшегося к новому поколению. Считалось, что он должен заменить такие танки, как Т-64б или Т-72б. Этот боевой танк принял обозначение «объект 477» или «Молот». Первые его образцы созданы были в конце восьмидесятых годов, усовершенствование механизма продолжилась и в девяностых, Россия активно помогала в разработках. Но из-за изменившейся политической обстановки, серьезных материальных трудностей и проблем с общением между двумя странами работы затягивались и затягивались. В настоящее время об этой разработке известно крайне мало.
- Танковые дивизии Вермахта покорили Европу, застопорились в Советском Союзе
- Венгерский «Толди»
- Панцерфауст
- 81-мм миномет «Брандт», модель 27-31
- Танкостроение на Украине, продолжение
- Боевая машина поддержки танков
- Башня «Бурлак»
- Бесславный конец военного тяжа ч.2
- Японское противотанковое ружье Тип-97
- Пулемет «Фиат-Ревелли»