Венгерский «Толди»
Когда военное министерство Венгрии стало подыскивать танк для вооружение своей армии, шведская фирма «Ландсверк», прознав про это, в марте тридцать седьмого предложило свой легкий танк L -60.
Военное министерство танком заинтересовалось, и в том же, 1937 году, призошли сравнительные испытания (вторым участником стал немецкий PzKnfw1). Что сказать? Шведская боевая машина, которая, правда, была сконструирована немецким инженером Меркером, совершившим миграцию, произвела на комиссию намного лучшее впечатление. Так Венгрия приобрела лицензию, дающую право производства L-60.
Если рассматривать техническую точку зрения, то этот легкий танк станет одним из наилучших образцов всей существующей на то время танковой дивизии. Эта боевая машина обладала великолепной и надежной подвеской катков, а его оптические приборы, позволяющие вести наблюдение и управлять стрельбой, были создан по последнему научному слову, они умели разворачиваться на очень большие градусы, а углы наклона броневых листов повышали бронезащиту танка, и это было его неоспоримое преимущество. Поэтому в начале 1939 года из Венгрии отправился приказ изготовить 80 легких танков, которые получили название «Толди» и обозначение 38 М. Названы танки так в честь жившего в четырнадцатом столетии национального венгерского героя. Создавали танки венгерские же фирмы, «Mavag» и «Ганц». Правда, в конструктивных особенностях танка появились изменения: на них появились пулемет калибра 8 миллиметров и пушка калибра 20 миллиметров.
Но выпуск легких «Толди» налаживался крайне медленно: так плачевно сказывались нехватка опыта у венгерских конструкторов и инженеров, а также задержки поставок немецких приборов слежения и моторов. Поэтому первые танки поступили в танковые войска лишь к маю 1940 года. Полностью же заказ был выполнен через год.
Боевое крещение новых танков не заставило себя ждать. Уже в сентябре сорокового «Толди» участвовали при оккупации Трансильвании. Но, увы, были выявлены многие недоработки, а то и откровенные дефекты. Элементы подвески быстро выходили из строя – хватало 100 километров первого пробега, такая же участь стала постигать и моторы. Но тут вина не только заводов, не сумевших соответствовать хорошей конструкции, но и неквалифицированных механиков-водителей – их просто не успели подготовить. Поэтому весной сорок первого военное министерство заказало еще сотню легких танков, но с усиленным бронированием и улучшенной подвеской. Эти танки порой именуются, как «Толди-2». В следующем году появились и они, и уже в апреле стали участвовать во вторжении в Югославии. Они же, с огромными потерями, участвовали в советско-германских боях. А в 1943 году их оснастили пушками в 40 миллиметров. Танки переназвали: «Толди 2А».
- Казанское танковое училище – бывший объект «Кама»
- Порядок в танковых войсках образца 1985 года
- 103-й учебный танковый полк в Дебрецене
- Венгерский «Толди», окончание
- Танковые дивизии Вермахта покорили Европу, застопорились в Советском Союзе
- Панцерфауст
- 81-мм миномет «Брандт», модель 27-31
- Танкостроение на Украине, продолжение
- Танкостроение на Украине
- Боевая машина поддержки танков