Танк Виджаянта
При разработке танков "Центурион" и "Чифтен" с представителями государственных проектных организаций Великобритании тесно сотрудничали специалисты фирмы «Виккерс» (Vickers Defence Systems). Государственные институты ставили перед собой задачу прежде всего удовлетворить требования национального генерального штаба и оснастить танками собственные вооруженные силы, а задачи экспорта готовой продукции относили на второй план. Подход частной фирмы в этом вопросе кардинально отличался от государственного. У внутреннего рынка существуют ограниченные рамки, кроме того, государство имеет привычку манипулировать ценами, ограничивая прибыль.
Поэтому в конце 1950-х гг. инженеры фирмы «Виккерс» начали проработку ориентированного исключительно на экспорт танка «средней весовой категории». Философия экспортного танка оказалась ближе к франко-германской концепции, ставившей во главу угла подвижность машины в ущерб ее защищенности, чем к британской, с упором на бронезащиту, нашедшей воплощение в «Чифтен». Такой подход объяснялся вовсе не оригинальными взглядами инженеров «Виккерса» в пику государственной танковой идеологии, а анализом экономических возможностей, природных условий, инфраструктуры и характера требований к танку со стороны вероятных зарубежных заказчиков.
Перспективная экспортная машина была ориентирована на армии стран третьего мира. Инфраструктура этих государств развита гораздо хуже, чем европейских; мосты грузоподъемностью 50 т и выше встречаются достаточно редко; финансовые ресурсы в значительной мере ограничены. Именно с мыслью о потенциальных иностранных заказчиках в 1960 году были разработаны параметры новой боевой машины. Она должна был быть относительно легкой (боевая масса около 24 т), хорошо вооруженной и подвижной. Первоначально предполагалось установить 83,8-мм пушку, которой вооружались основные английские танки «Центурион». В дополнение к ней планировалось разместить в нише башни 8 противотанковых гранотометов. Для ведения огня они должны были по одному подниматься наверх через люк в крыше башни.
Использование 530-сильного двигателя должно было обеспечить довольно высокую удельную мощность, но, чтобы уложиться в разумную цену, сократить сроки проектирования и свести к минимуму коммерческий риск, было принято решение использовать прежде всего узлы и агрегаты, которые применялись на других боевых машинах. Однако жизнь очень быстро внесла свои поправки в эти планы. Прежде всего пришлось отказаться от 83,8-мм пушки в пользу значительно более мощного 105-мм орудия L7. Дальнейший анализ показал, что предложенная по проекту боевая масса порядка 24 т является абсолютно непрактичной: для разведки она чересчур велика, а для основной машины - мала, поскольку не могла гарантировать надежной броневой защиты. В конечном итоге конструкторы фирмы «Виккерс» отказались от этого проекта и начали разработку другой машины с боевой массой 40 т, которая могла бы заинтересовать иностранных заказчиков.
В то время полным ходом шли работы по созданию «Чифтен» английской армии, и для 40-тонной машины было решено использовать ряд его агрегатов, в том числе двигатель и трансмиссию. В этот же период представители фирмы «Виккерс» вели многообещающие переговоры с посланниками правительства Индии, завершившиеся в 1961 году соглашением, в соответствии с которым английская сторона обязалась разработать для армии Индии основной боевой танк и помочь со строительством в Индии завода. В 1963 году был готов первый прототип, а в 1964 - второй. Одна из машин была отправлена на испытания в Индию, вторая проходила испытания на полигоне «Виккерс» в Англии. В результате испытаний заказчик выразил пожелание, чтобы боевая масса была снижена до 38 т. Поставки индусам первых серийных «Виккерс» МК 1 начались в 1965 году, а уже в 1966 году начался выпуск этих машин на заводе в Авади, что неподалеку от Мадраса. Первоначально там проводилась сборка узлов, доставлявшихся из Европы, к самостоятельному производству «Виккерсов» индусы собирались приступить несколько позже - после того, как индийские специалисты приобретут необходимый для этого опыт. В Индии «Виккерс» МК 1 получили название «Виджаянта» (vidjajanta - победитель). Всего было выпущено 2200 машин этого типа.
«Виккерс» МК 1 выполнен по классической схеме: отделение управления находится впереди, боевое отделение расположено в средней части корпуса, а силовое отделение — в корме. Корпус сваривался из листов катаной гомогенной броневой стали. В отличие от других основных танков шестидесятых годов башня «Виккерса» выполнялась по той же технологии, что и корпус, отсюда ее характерная форма. Литой была только маска пушки. Преимущества такой технологии заключались в том, что производить «Виккерс» МК 1 могли даже страны третьего мира, не обладающие технической базой для литья крупных форм сложной конфигурации. Механик-водитель находится с правой стороны корпуса. Пространство слева от него занимает часть боекомплекта - 25 выстрелов. Для наблюдения за местностью в распоряжении механика-водителя имеется широкоугольный перископ. Для вождения танка ночью вместо него устанавливается пассивный прибор ночного видения.
Как и в других машинах, сиденье механика-водителя блокируется в верхнем положении, благодаря чему вне поля боя он может вести машину высоко высунувшись из люка. Три других члена экипажа располагаются в башне кругового вращения. Командир и наводчик находятся справа от пушки, заряжающий - слева. На башне имеется вращающаяся командирская башенка с шестью перископами, обеспечивающими командиру круговой обзор, и основным прибором наблюдения с 10-кратным увеличением; а также имеются два люка, причем люк заряжающего выполнен из двух частей, что является характерной особенностью большинства английских танков. В качестве основного вооружения используется 105-мм нарезная пушка L7А1, для которой разработаны два вида выстрелов: с противотанковым подкалиберным снарядом и с фугасным снарядом с пластическим ВВ. Их начальная скорость равна соответственно 1470 м/с и 730 м/с. Для определения дальности до цели используется пристрелочный пулемет калибра 12,7-мм, установленный на башне. Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета и 12 дымовых гранатометов, которые блоками по 6 стволов монтируются на лобовой броне башни по обе стороны от пушки. При необходимости на башне можно установить еще один 7,62-мм пулемет. Боекомплект состоит из 44 выстрелов, 600 патронов калибра 12,7-мм и 3000 патронов калибра 7,62-мм. Скорострельность 105-мм пушки достигает 12 выстрелов в минуту.
«Виккерс» МК 1 оснащен полностью электрической системой наведения и системой стабилизации пушки в двух плоскостях ЕС517. Благодаря ей «Виккерс» МК 1 был в свое время одним из немногих машин, которая могла вести прицельный огонь с хода, при этом время, необходимое для произведения выстрела, было относительно небольшим. Представители фирмы «Виккерс» с гордостью подчеркивали, что во время испытаний танк поражал 10 целей, находящихся на дальности 600—1000 м, за 55 секунд. В качестве силовой установки устанавливался 720-сильный двухтактный, 6-цилиндровый, 12-поршневой дизель L60 МК 4В, которым оснащался также «Чифтен». В силу того, что «Виккерс» МК 1 значительно легче «Чифтен», его двигатель подвергался меньшей нагрузке и не доставлял столько хлопот, сколько пришлось пережить в начальный период эксплуатации «Чифтена». Максимальная скорость составляла 48 км/ч, а прототипы показывали даже 55 км/ч. Это, конечно, не ошеломляющий показатель, но он является большим шагом вперед по сравнению с соответствующими характеристиками других английских машин, при разработке которых приоритет всегда отдавался броневой защите.
В одном блоке с двигателем монтировалась трансмиссия ТМ12, в состав которой входили главный фрикцион, планетарная коробка передач (шесть скоростей вперед и две назад) и механизм поворота с тройным дифференциалом. Трансмиссии такого типа устанавливались на английских машинах, начиная с конца второй мировой войны. На «Виккерс» МК 1 применена индивидуальная торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами на первых, вторых и шестых опорных катках. Совершенно не типичным элементом являются ограничители полного хода подвески — маленькие торсионы, соединенные с балансирами и взаимодействующие с металлическими опорами, связанными с корпусом машины. «Виккерс» МК 1 — единственный в мире основной танк с таким решением подвески.
В состав ходовой части входит 6 сдвоенных обрезиненных опорных катков, ведущее колесо заднего расположения, направляющее колесо переднего расположения, три поддерживающих ролика и гусеница, на траках которой с внешней стороны крепятся по три резиновые подушки. Танк оснащен индивидуальным плавсредством и при движении на воде развивает скорост 6,5 км/ч Движение машины осуществляется путем перематывания гусениц. Помимо плавсредства в состав стандартного оборудования входит система пожаротушения. По желанию заказчика устанавливается системе защиты экипажа от оружия массового поражения.