Mk. I - первый в мире боевой танк
Пока «Киллен-Стрейт» проходил испытания, неугомонный Э. Свинтон обратился с письмом к командующему британскими войсками в Европе генералу Джорджу Френчу и сообщил ему о проходящих экспериментах. Тот под впечатлением огромных потерь, которые несли его войска, тут же откликнулся, а его офицеры из штаба постарались изложить в деталях, какая же машина им требуется.
По их мнению, будущий «сухопутный броненосец» должен был иметь противопульную броню, преодолевать воронки диаметром до 4 м и проволочные заграждения в несколько рядов и иметь скорость на местности не менее 4 км/ч. Вооружение должно было состоять из одной пушки и двух пулеметов, экипаж из 6 человек. Теперь у Комитета сухопутных кораблей были окончательно развязаны руки, и Д'Энкур вместе со Свинтоном вплотную занялись проектированием. Опытный экземпляр на шасси трактора «Буллок» под руководством инженера У. Триттона, лейтенанта В. Вильсона и Г. Рикардо соорудили всего за 40 дней на машиностроительном предприятии У. Фостера в Линкольне. Чувство юмора ее создателям, видимо, было не чуждо, поэтому, усмотрев в своей машине некоторое сходство с В. Вильсоном, они дали ей название «Маленький Вилли». При боевом весе около 18 т ее вооружение должно было состоять из 40-мм автоматической пушки Максима, расположенной в башне в центре корпуса. Но вооружение на ней так и не было установлено, и она испытывалась с фальшивой башней только ради веса.
Нужно заметить, что сделана она была еще до того, как Комитет получил одобренную военными спецификацию Свинтона, поэтому, хотя испытания и закончились успешно, было решено, что для боя «Маленький Вилли» еще не годится.
Английский опытный танк "Маленький Вилли", 1915 г.
Главный недостаток усматривался в том, что он не мог преодолевать 4 метровые воронки из-за недостаточной длины опорной поверхности гусениц.
Именно тогда у инженеров и родилась мысль придать гусеницам танка ромбовидные очертания, а сам корпус и вооружение разместить между ними. Подобная конструкция позволяла преодолевать вертикальные препятствия, которых всегда много на поле боя, а при необходимости легко перевозить его по железной дороге, сделав бортовые отсеки для вооружения -- спонсоны -съемными. Предполагались и вовсе экзотические способы для преодоления траншей вроде гусенично-шагающего механизма «ноги слона», на котором 6 шагающих опор могли бы использоваться в качестве опоры для гусениц трактора «Грипин-Грип», но собранный образец получился на редкость нелепым и громоздким.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.