Экспериментальные работы по танку Т-34 в 1941 г
Экспериментальная группа главного конструктора выполнила 91 задание (из них 14 до войны): центробежный воздухоочиститель вместо инерционного, опорные катки по типу KB, гусеница с плоской дорожкой применительно к опорным каткам со стальным ободом и шплинтовкой пальца заклепкой вместо шплинта.
Испытывался дизель в машине с чугунным картером, маслона - сосом, блоком и крышкой. В виду отсутствия на заводе двухрядных сферических подшипников бортового фрикциона № 1412 были испытаны подшипники средней серии № 1312, показавших удовлетворительные результаты.
В настоящее время ведутся экспериментальные работы:
1. Устройство, облегчающее запуск двигателя зимой.
2. Бесструнное крепление большой и малой бортовой передачи упрощенной технологии.
3. Изготавливается инерционный стартер.
В экспериментальном отделе имеется три танка Т-34, один из них с двигателем М-17Ф».
В январе нового, 1942 года Сталинградский тракторный завод сумел добиться существенных успехов и в двигателестроении, изготовив за месяц 225 дизелей В-2 - вдвое больше, чем в декабре. Правда, по заявлению дирекции выпуск мог бы быть и большим, если бы не отсутствие топливной аппаратуры. Из-за ее недостатка задерживалось испытание готовых моторов, а часть собранных (30 штук) смонтировали в танки вообще без топливной аппаратуры. Ее устанавливали дополнительно, по мере поступления от завод ов-поставщиков. Кроме того, из-за отсутствия тяжелого молота СТЗ не освоил производство поковок коленчатых валов, из-за чего имелся большой процент брака. А заводы-смежники в течение месяца поставили всего 80 таких изделий.
В январе 1942 года на СТЗ испытывался второй образец дизеля В-2 с чугунным картером (верхним и нижним, для экономии дефицитного алюминия). К этому времени первый образец такого двигателя, проработав 200 часов на стенде готовился к монтажу в танк для дальнейших испытаний.
Кроме двигателей, Сталинградский тракторный завод продолжал наращивать и выпуск танков Т-34. За январь было принято 244 машины, 134 из которых, несмотря на рост выпуска дизелей, получили карбюраторные моторы М-17. Кроме того, из 244 тридцатьчетверок 56 были приняты без пушек, так как последние прибыли только 31 января.
Это обстоятельство вызвало большой скандал. Дело в том. что данный факт не прошел мимо особого отдела по Сталинградскому военному округу, и на имя Кобулова и Федоренко ушло спецсообщение за подписью начальника 3-го отдела управления особых отделов НКВД СССР майора госбезопсности Рогова, в котором говорилось:
«Особый отдел НКВД Сталинградского военного округа сообщил, что старший военпред Сталинградского тракторного завода военинженер 2-го ранга Левин и дирекция завода представляют Наркомату Обороны и Наркомату Танковой промышленности завышенные данные о выпуске танков.
В январе месяце с. г. завод должен был выпустить 308 танков. Военпред Левин сообщил в ГАБТУ КА, что военной приемкой принято за январь месяц, как окончательно изготовленные, 244 танка. Фактически же было готово и укомплектовано только 182 танка, а 62 машины находились в цехах на сборке, т. к. на них не были установлены башни, артиллерийское вооружение, прицелы и т. д.
Танк Т-34 производства СТЗ на марше. Лето 1942 года. Машина имеет катки с внутренней амортизацией, на борту корпуса видны крючья для крепления дополнительных топливных баков (РГАКФД).
- Странные танки
- СТЗ сумел сдать 300 тридцатьчетверок
- На мировой арене: Абрамс против Леопарда
- По донесению тов. Левина
- Главный инженер СТЗ
- Новая технология изготовления корпуса танка Т-34
- При изготовлении корпуса по новому методу
- После эвакуации Мариуполя
- СТЗ единственное предприятие производивший танки Т-34
- В октябре 1941 года выпуск танков на СТЗ упал