Сделано В Сталинграде
Ход производства танков Т-34 на Сталинградском тракторном заводе отличался от выпуска этих машин на других предприятиях. Подключившись к изготовлению новой боевой машины сразу же после ее принятия на вооружение, осенью 1941 года СТЗ остался единственным производителем тридцатьчетверки. А в конце лета 1942 года предприятие перестало существовать - фронт проходил по его цехам. Завод как солдат выполнил свой долг до конца, отдав все силы на защиту родного города. Кстати, СТЗ был единственным заводом СССР, который в годы Великой Отечественной войны полностью прекратил танковое производство и не эвакуировался.
Уже в постановлении Комитета Обороны СССР № 443 сс от 19 декабря 1939 года, в котором речь шла о принятии на вооружение танка Т-34 говорилось:
«По заводу СТЗ
А) организовать на СТЗ в течение 1940 года производство танков на мощность - 2000 танков в год;
Б) выпустить в 1940 году 20 штук танков Т-34:
В) подготовить производство на СТЗ для выпуска в 1941 году - 1000 танков Т-34:
Прекратить подготовку производства на СТЗ к выпуску танков Т-26. Наркомсредмаш (тов. Лихачеву И. А.) имеющийся задел, штампы, приспособления и инструменты использовать на заводе № 174 для выпуска Т-26».
Согласно графику, уже в феврале 1940 года завод № 183 должен был обеспечить СТЗ всеми чертежами для изготовления танков установочной серии. Однако харьковчане, загруженные работой по развертыванию выпуска Т-34, не смогли это сделать ни в этот срок, ни к 15 марта, ни к 4 апреля. В результате, к 20 апреля 1940 года Сталинградский тракторный получил из Харькова только 1400 штук чертежей из положенных 3500, а в механическом цеху спроектировали 12 приспособлений из положенных 66. Тем не менее, механосборочный цех получил 640 чертежей, по которым начали изготовление деталей установочной партии: «С поступлением на СТЗ опытных чертежей с завода № 183 разработка технологии на СТЗ проводилась, в основном, по опытным чертежам. СТЗ заведомо знал, что с получением установочной партии с завода № 183 необходимо будет корректировать опытные чертежи, что и ведется на СТЗ в настоящее зремя. Строительство механосборочного цеха № 2 до настоящего времени не начато», - докладывал военпред АБТУ РККА на СТЗ военинженер 2-ого ранга Левин.
13 мая 1940 года автобронетанковое управление направили на СТЗ письмо, в котором сообщалось, что чертежи и технические условия танка Т-34, утвержденные АБТУ во второй половине апреля на заводе № 183 для серийного производства в 1940 году, являются эталоном для подготовки изготовления и выпуска установочной партии Т-34 и для Сталинградского тракторного. Кроме того, в этом документе говорилось следующее:
1. Запретить СТЗ производить какие либо изменения деталей, узлов, агрегатов и материала, нарушающие прочность и взаимозаменяемость танка Т-34.
2. Предупредить СТЗ, что ведущим по Т-34 является завод № 183 НКСМ, и все изменения конструктивного и технологического порядка не нарушающие прочность и взаимозаменяемость Т-34 СТЗ, необходимо согласовывать с заводом № 183 и вводить
Их на серийное производство только после утверждения АБТУ».
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 976-368сс «О производстве танков Т-34 в 1940 г» до конца года Сталинградский тракторный завод должен был изготовить 100 танков Т-34. При этом на первых порах предусматривалась широкая кооперация с головным предприятием - заводом № 183.
- Поворот башни с помощью гидравлической системы
- Завод № 264 в 1940 году получил задание
- Дефекты по Т-34
- СТЗ получил из Харькова первый корпус
- На пути к войне
- В боях за Калинин были потеряны
- Германские танковые дивизии
- 1930-е годы: новые технологии
- Десять тридцатьчетверок с ЗИС-4
- Вооружения модернизированных танков Т-34М