На пути к войне
В 1930-х годах ситуация в Европе была очень нестабильной, - всем было ясно, что страны, еще не начавшие серьезное перевооружение, должны срочно проводить его. Во Франции еще оставалось в строю несколько батальонов РТ-17 и даже немного танков «Шар 2С» выпуска 1918 года. В первые дни германского вторжения во Францию летом 1940 года последняя должна была проиграть, как не успевшая перевооружиться.
Конструирование танков во Франции пришло в упадок в 1920-х и начале 1930-х годов, а теорией танковых операций здесь не занимались. Выпущенный в 1931 году танк «Шар 01» являлся машиной поддержки пехоты.
Он имел литую стальную башню, что было прогрессивным в то время, с 47 мм (1,85 дюйма) пушкой, способной пробивать броню любого танка. Однако конструкция танка страдала многими недостатками, и, что более важно, он задумывался как оружие пехоты - в отличие от германских танков, предназначенных для быстрого наступления.
Еще один танк поддержки пехоты появился в 1935-м. Это был «Рено R-35», должный заменить «почтенного» FT-17 в той же роли. Он нес 37 мм ( 1,45 дюйма) пушку и хорошее вооружение, но имел невысокую скорость. Хотя, последнее не считалось недостатком, т. к. танк должен был продвигаться вместе с пехотой.
Франция решила построить много танков.
Но, вероятно, заказывались не такие танки, какие были нужны; до начала войны построили около 1100 танков R-35, а танков «SOUMA S-35» насчитывалось лишь чуть более 400. S-35 был спроектирован в «Soci t d'Outillage M canique et Usinage d'Artillery» (SOUMA - «Общество механического снаряжения и применения артиллерии») и оказался очень удачным. Это первый танк с полностью литыми корпусом и башней, наклонная лобовая броня отражала снаряды и повышала эффективную толщину брони. Его 47 мм ( 1,85 дюйма) пушка и спаренный с ней пулемет размещались в башне, поворачиваемой электромотором, скорость и маневренность тоже были высокими. У S-35, конечно, были отдельные недостатки, но в целом это была солидная машина, способная вести бой. Но, к сожалению, таких танков в битве за Францию не хватало для получения решающего эффекта, а те, что были, оказались связанным путами французской танковой доктрины - или, скорее, ее отсутствием.
Другой французской машиной в начале войны был тяжелый танк «Шар В1-бис». Хотя его приняли на вооружение в 1935 году, родилась машина гораздо раньше. Его основным вооружением являлась 75 мм (2,95 дюйма) пушка, размещенная в передней части корпуса и поэтому стреляющая только вперед. Вспомогательная 47 мм (1,85 дюйма) пушка монтировалась в башне, такой же как у танка S-35.
Внешне «В1-бис» несколько напоминал что-то среднее между «ромбовидным» танком, с гусеницами, охватывающими высокий корпус, и современной башенной конструкцией. Его броня была достаточно прочной, и теоретически танк мог стать сильным противником, но он также пал жертвой устаревшей доктрины. Вместо концентрации сил для бронированных контратак французские танки распылились среди пехотных формирований и между ними, что лишало командование танковых войск гибкости при отражении ударов. В момент вторжения Германии численность французских танков превышала количество германских, у них выше был также процент танков, вооруженных пушками и способных поражать танки противника. Но эти мощные силы оказались скованы политикой и не смогли остановить быстро наступавшего противника.
В Италии создавать танки стали сравнительно поздно, и ее конструкторы испытывали сильное влияние французских идей. Первый итальянский танк построила компания «Фиат» по образцу французского РТ-17, купленного в количестве около 100 машин. Итальянская версия имела некоторые усовершенствования, она служила до 1943 года. В этот период итальянские конструкторы экспериментировали со всем, что угодно, от танкеток и до тяжелых танков. Опыт Гражданской войны в Испании убедил итальянскую армию в том, что танке тки непригодны на передней линии боя, но, тем не менее, они к началу войны составили большую часть парка итальянских бронетанковых сил.
Боевой танк пошел в производство в Италии лишь в канун войны.
Это был средний танк «Карро Армато МП39», созданный как ответ на низкие боевые качества танкеток. Однако он не соответствовал требованиям к боевому танку: слабая броня и высокие борта делали его удобной мишенью. Его вооружение сначала состояло из двух пулеметов в башне и 37 мм (1,45 дюйма) пушки в корпусе, но в некоторых версиях места их размещения менялись одно на другое. И Вторую мировую войну итальянская армия начала с этими слабыми танками и большим количеством танкеток. Противник быстро опередил их в танковой мощи.
Тогда в мире производилось много танков, но обоснованных и продуманных программ создания танковых войск не хватало. Нередко слишком долго выпускались устаревшие или неадекватные модели. Например, в Советском Союзе хороший танк БТ-5 по численности уступал легким или неудачно сконструированным машинам.
Одним из лучших советских легких танков считался БТ-7. Он использовал превосходную подвеску «Кристи», имел сильную лобовую броню (но слабую в остальных местах), 45 мм пушку и два пулемета. Он проектировался на роль «легкой кавалерии», устремляющейся в прорыв, созданный более тяжелыми танками, Уроки Гражданской войны в Испании воплотились в машину, ставшую одним из лучших танков всех времен - Т-34.
За пределами Европы и США танков в мире строили мало. Но начиная с 1930-х годов Япония стала создавать танковые войска. Их танки были очень слабыми, по европейским стандартам, но когда разразилась война на Дальнем Востоке, они снова продемонстрировали справедливость изречения: «Любое оружие лучше, чем его отсутствие». Против войск, не имевших танков и даже противотанковых средств, слабые танки представляли собой большую силу.
Первым японским танком стал легкий «Тип 89», использовавший в качестве образца танк «Виккерс Мк С». В начале серийного выпуска пушку усилили до 57 мм (2,24 дюйма). Один из двух пулеметов размещался в корпусе, другой - в башне, стреляя назад - для защиты пехоты. Такая схема время от времени возрождалась во многих странах. Броня - очень тонкая, но это не имело значения, учитывая реальных противников японских танков.
Появились варианты танка «Тип 89». Наиболее важным из них был вариант с дизельным двигателем. Он стал откликом на опыт в Маньчжурии, где бензиновые моторы плохо заводились на морозе. «Тип 89» - первый танк, использующий дизельный двигатель. За ним последовали несколько танкеток, более подходящих для службы на Дальнем Востоке, чем в Европе. Как уже говорилось, там японским танкам противостояло гораздо более слабое, чем в Европе, противотанковое оружие, по крайней мере, до 1939 года, и танкетки эффективно действовали в бою, а будучи маленькими и легкими, могли действовать и на труднопроходимой местности, в какой японская армия часто воевала. Но не танкетка, а легкий танк с тонкой броней, созданный на базе модели «Тип 95 Ха-Го» 1935 года, был вооружен 37 мм (1,45 дюйма) пушкой и двумя пулеметами.
Он был принят на вооружение в 1939-м и эффективно показал себя против относительно слабого противника, но не мог сопротивляться обученному и имеющему боевые танки противнику.
Непосредственно перед вступлением Японии во Вторую мировую войну (когда японские войска уже в течение многих лет воевали, в частности, в Китае) у нее появился средний танк - «Тип 97 Чи-Ха». Его создание тормозили споры о том, что нужно армии: много дешевых танков или мало более хороших и дорогих. На эти споры накладывало отпечаток то, что имеющиеся дешевые легкие танки хорошо воевали в Маньчжурии. И лишь Вторая мировая война реально продемонстрировала слабость японских танков. А тем временем в США активно создавались бронетанковые формирования, и отказались от различных моделей боевых машин для танковых и кавалерийских войск, существовавших некоторое время. Среди создаваемых танков большинство были легкими, и, так же как танковая доктрина тогда испытывала переходный период, так и конструкция американского танка эволюционировала в направлении классических моделей, увидевших свет во время Второй мировой войны.
Самым заметным танком США в тот период был легкий М2. Вооруженный 37 мм (1,45 дюйма) пушкой и четырьмя (!) пулеметами, один из которых стоял на крыше башни и предназначался для ПВО, М2 стал первым американским танком, серийно выпускавшимся во время войны. Со временем он развивался и стал базой для танка «МЗ Стюарт». Средний танк Т5 тоже был интересной машиной, хотя их построено всего около 10 штук. Он использовался в качестве испытательной платформы для исследований новой системы подвески, со спаренными подпружиненными колесами ходовой части - системы, позднее примененной на многих моделях американских танков. Танк имел разные варианты, включая один с установленной в корпусе гаубицей, ставший основой для танка «МЗ Ли/Грант».
Наконец, в Британии работа по созданию эффективных танковых сил шла полным ходом. Конечно, эти усилия не приносили результата мгновенно; все стоявшие в этот момент на вооружении танки были устаревшими, и их было очень мало.
В 1938 году Британия располагала лишь четырьмя батальонами устаревших средних танков и программой поступления новых машин в армию к нужному сроку. Программа предусматривала создание формирований тяжелых «пехотных» танков с хорошим вооружением и броней, но не быстрых. Их роль - поддержка пехоты, создание бреши в обороне противника. «Пехотные» танки должны дополняться менее защищенными, но более быстрыми «крейсерскими» танками, с тем же набором вооружения. Они должны устремляться в прорыв. Легкие танки должны вести разведку и решать вспомогательные задачи.
Налицо «мышление 1917 года»; составители планов думали, что танки повторят Первую мировую войну, отводя «пехотным» танкам роль, выполнявшуюся тогда танками Мк I и IV, а «крейсерским» - роль, выполнявшуюся тогда танками «Уиппет» - идти в прорыв и сеять разрушения в тылу противника. Даже состав танкового подразделения - один батальон «пехотных» танков в каждой пехотной дивизии - отражал опыт прошлой войны.
Первым шагом в направлении современного танка стал легкий танк «Виккерс Мк VI». Он не предназначался для тяжелых боев и был в первую очередь разведывательным. Однако, как и в Германии, более тяжелых танков не хватало, и эту нехватку нужно было чем-то восполнить. Создание хорошего среднего танка сильно запаздывало, его спецификация, названная А9, уже была составлена военным министерством. Другой танк, названный А10, тоже создавался. А9 задумывался как более дешевый и легкий, чем существующие средние танки, достаточно эффективно выполняющий роль «крейсерского» танка. АА10 - более тяжелый - задумывался как «пехотный».
Однако опыт сэра Хью Эллса, командира в первом крупном танковом сражении, ныне генерал-майора артиллерии, подсказывал, что А10 не сможет действовать как «пехотный» танк. Он слишком легко защищен. Поэтому со временем его перевели в разряд «крейсерских». С А9 и А10 возникла еще одна проблема. Они не имели системы подвески «Кристи». И лишь после того как британские чиновники посмотрели советский танк БТ-5, снабженный такой подвеской, на высокой скорости маневрирующий по сильно пересеченной местности, они поняли, чего не хватает их танкам.
- Если заводы поставщики в первой половине августа не поставят
- Поворот башни с помощью гидравлической системы
- Завод № 264 в 1940 году получил задание
- Дефекты по Т-34
- СТЗ получил из Харькова первый корпус
- Сделано В Сталинграде
- В боях за Калинин были потеряны
- Германские танковые дивизии
- 1930-е годы: новые технологии
- Десять тридцатьчетверок с ЗИС-4