Подготовка к производству Т-34М шла полным ходом
Между тем подготовка к производству Т-34М шла полным ходом. С 1 по 15 июня 1941 года на полигоне Мариупольского завода прошло испытание обстрелом контрольных бронеплит от «первых отливок, весом в 10 тонн, прокатанных на 60 мм листы для цельноштампованных башен Т-34М, предъявленных заводом имени Ильича для запуска в серийное производство». Кроме того, испыты - вались заготовки бортов Т-34М, подвергнутые термообработке. Бронеде - тали были изготовлены из стали МЗ (8с) и ФД 7934 обстрелом из 45-мм танковой пушки образца 1932 года и 76-мм дивизионной образца 1902/30 гадов. Задачей этих испытаний был выбор броневой стали для изготовления корпуса и башни Т-34М. Результаты оказались следующими:
«Марка стали 8с по установленным в настоящее время в валовом производстве химическом составе обеспечивает необходимые качества также на толщинах 50-60 мм (из стали 8с прокатывались 45-мм листы для Т-34. — Прим. автора).
Эта броня обеспечивает более надежную зашиту против 45-мм и 76-мм снарядов по сравнению с цементованной или гомогенной броней, применяемой на КВ. 50-мм 8с защищает от тупоголового и остроголового 76-мм снаряда чертежей № 2-03545 и № 3-06969 так же, как и 75 мм броня ФД 7934, идущая на КВ.
Толщина брони 50 мм, принятая для бортов Т-34М, не снимает остроголового 45-мм снаряда, пробивает по нормали и под углом в 30 градусов с дистанции ближе 500 м.
Заключение. Комиссия вносит в ГАБТУ КА и 3-е Главное управление НКСМ следующие решения для их утверждения:
1. Принять для Т-34М броню высокой твердости (2,85-3,1) из стали 8с.
2. Утвердить приложенные технические условия по приему брони толщиной 50-60 мм.
3. Выдать средства и поручить филиалу НИИ-48 совместно с заводом имени Ильича в самом срочном порядке провести следующие работы:
А). По производству литых башен танка Т-34М.
Б). По уточнению содержания относительных элементов химического состава МЗ-2 применительно к различным толщинам.
В). По изысканию типа брони толщин от 75 до 120 мм для бронирования танков Т-44».
Так почему же танк Т-34М так и не появился в металле? Некоторые исследователи считают, что камнем преткновения стал двигатель В-5, который так и не удалось довести «до ума». Но что мешало установить на модернизированную тридцатьчетверку серийный В-2? Конечно, динамические качества машины снизились бы но воевать было бы можно. Ведь оснащали же осенью 1941 года карбюраторными моторами М-17 не только Т-34. но и тяжелые КВ. Но дело было не столько в отсутствии В-5, сколько в отсутствии подготовленного производства Т-34М, хотя по броне, если верить документам, было практически все готово.
- После появления документа нарком среднего машиностроения
- Разные роли
- Движение в направлении современной доктрины
- И, наконец, признание!
- В начале 1941 года была запроектирована машина Т-34М
- На основании документа было заключено дополнительное соглашение
- Не дожидаясь окончательного изготовления чертежей
- В ходе обсуждения проекта модернизации Т-34
- Проект танка Т-34М который во всех изданиях приводится как окончательный вариант
- Особое мнение высказал инженер-технолог Мариупольского завода