Танк Мк Ii А "Матильда"
Танк "Матильда" был разработан фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1939 г., выпускался серийно с 1940 по 1943 гг. Танк выполнен по классической компоновочной схеме с задним расположением ведущих колес. Он имел механическую трансмиссию, планетарную коробку передач, бортовые фрикционы в качестве механизмов поворота.
В качестве двигателя на машинах серии Мк II использовалась спаренная установка из двух дизельных моторов АЕС, а на поставлявшихся по ленд-лизу в СССР танках Мк II А — спаренная установка из двух дизелей "Лейланд". Для облегчения холодного запуска дизелей применялся эфирный карбюратор с ампулами. До 1941 г. он считался самым мощным английским танком: толщина лобовой брони его корпуса достигала 78-мм, бортовая — 70-мм, лобовая броня башни имела толщину 75-мм, ходовая часть прикрывалась фальшбортом. Вооружение - одна 40-мм пушка и два пулемета (один из них зенитный), скорость по шоссе 24 км/ч. То есть он являлся типичным пехотным танком со всеми его плюсами и минусами: мощная броня надежно защищала от ударов снарядов почти всех применявшихся до 1941 г. танковых и противотанковых пушек противника, однако слабое вооружение и неудовлетворительная подвижность сильно снижали его боевые возможности. На последних модификациях вооружение было заменено — вместо 40-мм пушки устанавливалась пушка калибром 75-мм. До окончания серийного производства в 1943 г. было выпущено почти 3000 машин этого типа.
В то время когда опытный пехотный танк М1с I - А11Е1 уже поставлялся в войска, Комитет по механизации рассматривал модификацию с дополнительным членом экипажа, 2-фунтовой (40-мм) пушкой или спаренными пулеметами и скоростью до 15 миль/ч. Массу ограничили 14 «длинными» тоннами, чтобы не превысить грузоподъемности существовавших военных мостов.
Вскоре стало ясно, что эти требования невозможно удовлетворить на основе А11, поскольку только новая башня с 2-фунтовой пушкой увеличивала массу А11 до 13 тонн, а кроме того, требовалась установка нового двигателя. Поэтому выдали заказ на разработку новой машины, для которой Комитет предусмотрел толщину брони до 60-мм, коммерческий дизель ЛЕС и толстые бортовые экраны. Макет А12 «Матильда Сениор», или пехотный танк МК II, выполнили на основе А7. Прототип разработали и построили на заводе «Ройал Орднанс Фэктори» в Вульвиче в 1929-32 гг.
В ноябре 1936 г. «Вулкан Фаундри» в Варрингтоне получила заказ на постройку деревянного макета и двух прототипов А12 из мягкой стали. Макет рассмотрели в апреле 1937 г., после чего решили установить спарку дизелей АЕС и планетарную КП «Вильсон». Запланировали установку 3-дюймовой гаубицы и ряд других деталей определили на этой ранней стадии разработки. Создание прототипа, однако, задерживалось поставками коробок передач и других агрегатов, так что опытный А12Е1 подготовили только к апрелю 1939 г.
Тем временем уже в декабре 1937 г. «с листа» выдали заказ на 65 машин, вскоре увеличенный до 165. Испытания в целом были успешными, хотя понадобилось внесение ряда изменений в КП и подвеску. Улучшили также систему охлаждения двигателя, ля применения в колониях установили воздухоочистители.
К этому времени подоспело общее перевооружение, и потребность в новых танках стала насущной. В июне контракты на дальнейшее производство получили «Фаулер» и «Растон энд Хорнсби», при этом головным подрядчиком оставалась «Вулкан», а впоследствии привлекли также «Ландон Мидлэнд энд Скоттиш Рэйлвэй» (ЕМ5).
По итогам испытаний, в январе 1942 г., двигатель «Крайслер», и гидравлический привод признали слабыми. Машину переоборудовали — двигатель «Крайслер» заменили 6-цилиндровым «Бедфордом» и установили гидравлический подъемник рамы с бойками. Эту модификацию, подготовленную к апрелю 1942 г., назвали «Барон» II. Испытания, завершившиеся в июне 1942 г., показали, что привод вес еще слабоват, а высоту ротора над землей нужно уменьшить, чтобы дать цепи протяг по грунту. Во избежание перегрева улучшили систему охлаждения, а для привода ротора использовали спарку из двигателей «Бедфорд». Их установили в бронекожухах в корме машины рядом с оператором для управления ими.
Так появился «Барон» III, но, прежде чем работы завершились в сентябре 1942 г., выяснилось, что возросшая масса отрицательно сказалась на проходимости машины. Дальнейшие работы привели к снятию башни и установки на ее месте рубки оператора минного трала. Машину подготовили к испытаниям к концу 1942 г. Скорость хода при разминировании равнялась 1,5 мили/ч. Серийные машины были готовы к середине 1943 г., но в это время уже находилось в производстве лучше задуманное устройство «Скорпион», и разрабатывался минный трал «Шерман Крэб». Так что «Барон» использовался только как учебная машина.
Независимо от этого в ближневосточных британских силах, построили устройство «Скорпион» I и оснастили им шасси танка "Матильда" (хотя такими устройствами оснащали также танки МЗ "Грант" и «Валентайн»). Оно было проще, чем устройство «Барон», и включало фиксированную раму ротора и один 30-сильный двигатель «Бедфорд», установленный на правом борту корпуса — рядом с оператором — для привода ротора. Тридцать два танка «Матильда» с устройством «Скорпион» 1 использовались под Аламейном в октябре 1942 г. В декабре 1942 г. материалы передали в военное министерство, и устройства «Скорпион» запустили в производство в Великобритании с февраля 1943 г. для оснащения танков «Валентайн».Пушечные танки «Матильда» использовались в ходе кампании в Эритрее, а также австралийской армией в Новой Гвинее. Некоторые продолжали использоваться резервными формированиями Австралии и в послевоенный период.
Для поздних модификаций двигатели заказывались у «Лейланд» (в 1940 г.). Общий выпуск А12 составил 2987 машин, а их производство прекратили в августе 1943 г.
А12 не был приспособлен для массового производства, прежде всего из-за своих размеров и литых деталей из толстой брони. Особенно сложным в изготовлении оказался бортовой бронеэкран, и для упрощения его производства число отгибов для сброса грязи уменьшили с шести (на прототипе) до пяти (в серии). К началу войны с Германией в 1939 г. имелось всего два танка А12, но их партию поставили 7-му Королевскому танковому полку во Франции к началу 1940 г., где они успешно применялись в битве под Аррасом и впоследствии вплоть до эвакуации из Дюнкерка.
С изъятием из частей танка АИ «Матильда» I названия «Матильда Сениор» и «Матильда» II перестали употреблять по отношению к А12, и он стал известен как «Матильда».
Танк хорошо запомнился благодаря важной роли, сыгранной им в начале кампании в Западной пустыне. В Ливии в 1940 г. «Матильда» оказался неуязвим для итальянских ПТП до того, как стали использовать в противотанковой обороне германскую 88-мм зенитную пушку способную поражать броню «Матильды» на больших расстояниях. Установить на «Матильду» 6-фунтовую пушку не представлялось возможным (хотя пытались установить башню танка А27 на ее шасси) из-за малых размеров башни и малого диаметра погона. В 1942 г. «Матильда» утратила свое значение пушечного танка и в последний раз использовалась в таком качестве в ходе первого сражения под Эль-Аламейном в июле 1942 г.
С этого времени танк «Матильда» использовался на вторых ролях для решения специальных задач: в качестве танка-тральщика. Широкое использование минных полей обеими сторонами в ходе боев в пустыне придало ему «второе дыхание». Майор Ду Той, офицер-инженер южноафриканских сил, разработал цепной минный трал. В ноябре 1941 г. штаб 8-й Армии направил его в Великобританию для работы над этим проектом.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса |
25 т |
Размеры: |
|
длина |
5715 мм
|
ширина |
2515 мм
|
высота | 2565 мм |
Экипаж |
4 человека
|
Вооружение |
1х40-мм пушка |
Боекомплект |
67 снарядов |
Бронирование: | |
лоб корпуса |
78 мм
|
лоб башни |
75 мм |
Тип двигателя |
дизельный двигатель "Лейланд"
|
Максимальная мощность |
2х95 л.с.
|
Максимальная скорость | 24 км/час |
Запас хода |
130 км
|