Танк Т-46
В 30-е годы советское военное руководство, мечтавшее в мировом главенстве коммунизма, видело танки на колесно-гусеничном ходу практически идеальным средством ведения войны. Когда танковые орды Красной армии устремятся вглубь территории противника, сея панику и страх в армии «классово не однородного» противника. Исходя из таких взглядов, практически каждая машина имела версию со смешанным движителем. Определенный толчок этому дала удачная эксплуатация в войсках танков БТ, доказавшая способность серийного производства и войсковой эксплуатации подобных машин.
Правда как обычно не обходилось без перегибов, так если танки БТ предназначались для развития прорыва в глубине обороны противника, и скорость для них являлась важным фактором, то например, Т-26 создавался как танк поддержки пехоты, и спешить ему было не куда. Тем не менее, и на его базе была создана колесно-гусеничная версия машины.
Танк получил название Т-46. Его проектирование началось в 1933-м году, а первый экземпляр был готов лишь в 1935-м. В феврале следующего года его приняли на вооружение, и приняли решение выпустить установочную партию из 50-ти танков. Однако в 37-м году было выпущено четыре экземпляра, после чего производство танка прекратили. Танк Т-46 превосходил своего основного конкурента Т-26, взамен которого он создавался, по подвижности, развивая на гусеницах до 58 км/ч, а на колесах все 80 км/ч. Все остальные основные параметры: бронирование, огневая мощь остались на прежнем уровне.
При этом танк обладал существенными недостатками, надежность его силовой передачи оставляла желать много лучшего, а стоимость машины намного превзошла Т-26 и приближалась к стоимости среднего танка Т-28, куда более тяжелого и мощного. Именно это и стало основной причиной отказа от массового выпуска машины.
О боевом применении машин нет четких данных, у отдельных авторов упоминается их участие в советско-финской и великой отечественной войне, но материалов, проливающих след на их боевую судьбу, найти не удалось. Единственный, доживший до наших дней, образец машины был обнаружен в Карелии без ходовой части, и использовавшийся в качестве неподвижной огневой точки.
В целом попытка создать на основе танка сопровождения пехоты скоростную колесно-гусеничную машину натолкнулась на основы конструирования подобной техники. Для такой машины главное – надежность, простота изготовления и эксплуатации, высокая живучесть на поле боя. Танк Т-46 был лишен всех этих качеств изначально.
- Огнеметные танки на базе Т-26
- Т-40 Танк-разведчик
- Плавающий танк Т-37
- Самый быстрый танк. БТ-7М
- Легкий танк Т-70