Американские тяжёлые танки
Вопрос о том, были ли у американцев на вооружении тяжелые танки, может озадачить даже тех, кто всерьез увлекается танкостроением. Вероятно, придет на ум танк М103, который чаще других использовался для сравнительной характеристики советского танка Т-10.
Кто-то, возможно, вспомнит тяжелый танк Mk.VIII совместного англо-американского производства. Несмотря на то, что широкую известность получили лишь несколько тяжелых танков, выпущенных американцами, история танкостроения наглядно демонстрирует, что на протяжении всего времени американские конструкторы вели активную работу по созданию бронемашин этого типа. Эпоху развития тяжелого танкостроения в Соединенных Штатах логически завершило появление «типового» тяжелого танка М1 «Абрамс», который стал основной боевой техникой американской армии.
Английский опыт "Свободы"
Достаточно долгое время правительство США не обращало должного внимания на развитие своих танков. Однако участие столь грозных машин на полях сражений в Первую Мировую войну заставило американских военных серьезно задуматься над бедственным положением своих бронетанковых сил. Америка принялась лихорадочно устранять столь серьезное упущение. Несколько оригинальных проектов были разработаны в короткие сроки. Был построен первый настоящий американский танк «Хольта», в котором использовалась система электрической трансмиссии. К слову сказать, этот проект последующего развития так и не получил – танк был малоподвижным, плохо преодолевал подъемы в гору, показатели маневренности были низкими. Инженерным корпусом США был спроектирован и выпущен танк с паровым двигателем, который также не получил широкого применения из-за проблем с охлаждением паровых котлов. В результате для серийного выпуска выбрали танк Mk. VIII Liberty , в создании которого приняли участие англичане. Именно в нем были гармонично соединены все разработки ученых того времени в области танкостроения. Английская военная промышленность выпускала детали корпуса, вооружение и броню, американская – узлы трансмиссии и мощный двигатель, за основу которого взяли авиационный мотор. Отличительной чертой союзного танка «Либерти» был длинный корпус, позволяющий преодолевать противотанковые рвы. В качестве оружия были установлены в боковых спонсонах две 57мм пушки Гочкинса и в шаровых установках рубки пулеметы.
Если на английских боевых машинах имелись пулеметы Гочикса, то на американских танках стояли Браунинги. Толщина бронированных листов этих «монстров» была минимально 6 миллиметров, максимально – 16 миллиметров. Компоновка от предыдущих ромбических танков выгодно отличалась поставленной перегородкой, она отрезала моторное отделение от отделения управления, и в итоге пожароопасность машины была существенно снижена. А значит, и экипажу стало здесь более безопасно.
Двигатели же дефорсировались до 338 лошадиных силы, это было сделано специально. Однако, электростартер мотора иногда давал осечки, так что частенько применялись ручки для запускания «Либерти».