Американский ответ советскому танкостроению: М 103 танк
Итоги Второй Мировой Войны показали на примере королевских тигров крайнюю эффективность применения тяжелых танков. К тому же интерес танкостроителей подогревало появления новейших, на тот момент, советских тяжелых ИСов -3 на параде победы в Берлине. Американский конструкторы получили приказ руководства уменьшить массу существующих тяжелых танков в американской армии до 58 тонн и оснастить их более мощным вооружением, так как имевшиеся танки не могли составить конкуренцию на поле боя.
Угроза применения ИС-3 в военной операции в Корее ускорила создание нового американского тяжелого танка. В итоге конструкторы представили военному руководству тяжелый М 103 танк. Первые ходовые испытания выявили множество недостатков в его конструкции и механизмах, однако машина все-таки поступила на службу. На танк установили 120 мм орудие. В 50 годах двадцатого века танк поступал на вооружение союзников и американского контингента в Европе. Но вскоре выяснилось, что танк имеет ограничение по применению в этом регионе. Запас хода составлял всего 130 км и тяжелый вес не позволяли ему выполнять стратегические задачи, возложенные на него военным командованием.
В связи с этим в 60 годы танк был снят с вооружения в США. А часть машин были переоборудованы для нужд морской пехоты. Был устранен один из главных недостатков - дальность хода увеличена до 480 км. Этого удалось добиться после замены карбюраторного двигателя на дизельный. Танк получил шифр М103А2. Основной задачей танков этой серии являлась поддержка высадки десанта и поражение танковых сил противника с большой дистанции.

В танке М 103 конструкторы использовали много нововведений. Было рационализировано расположение экипажа. Так командир экипажа был пересажен в заднюю часть башни, водитель механик в центр передней части танка. В верхней части командирского люка был установлен крупнокалиберный пулемет. Шасси располагалось на 8 прорезиненных катках с торсионной подвеской, ведущее колесо расположилось в корме танка.
Боекомплект танка составлял 38 выстрелов различного применения и около 6000 патронов для пулемета.
ТТХ
Численность экипажа, чел.: 5.
Максимальная масса, т: 56,7.
Габариты, м:
длина (с пушкой): 11,32;
корпус в длину 6,98;
ширина 3,76; высота 2,88.
Двигатель — один бензиновый двигатель «Континенталь» AV-1790-5B или 7С 12-цилиндровый V-образный, мощностью, л.с. (кВт): 810 (604).
Максимальная скорость, км/ч: 34;
запас хода, км: 130; уклон, %: 60;




Во второй половине второй мировой войны немецкая армия столкнулась с громадным численным превосходством авиации противника, в результате чего встала острая необходимость защиты сухопутных войск в боевых порядках и на марше от воздействия вражеской авиации. Наиболее эффективным средством защиты стали зенитные самоходные установки. К 1945-му году Германия была лидером в области подобных разработок.
С началом Великой Отечественной войны советский танк Т-34-76 произвел фурор на поле боя. По своим тактико-техническим характеристикам он на порядок превосходил всех своих соперников. Самые тяжелые немецкие танки Pz.III и Pz.IV ничего не могли противопоставить отечественной машине. Однако время не стоит на месте, а во время войны течет в разы быстрее. За три года Т-34-76 из короля поля боя превратился в мальчика для битья.