САУ Ferdinand/Elefant
Немцы умеют делать качественные вещи. Тоже самое можно сказать и об орудиях уничтожения боевых машин и танков. Одним из примеров вдумчивого немецкого подхода стала САУ Ferdinand/Elefant.
Но прежде, чем мы начнем рассказ о самоходной артиллерийской установке Ferdinand/Elefant (производство – Германия, 1934 год), мы дадим пояснение, что такое, собственно говоря, самоходная установка.
САУ – боевые машины, которые создавались так: на шасси, способное производить движение самостоятельно, ставилось и закреплялось артиллерийское орудие. Шасси чаще всего были гусеничными. Поэтому, если говорить обобщенно, к определению САУ относятся все боевые машины с установленными гаубицами или пушками. Однако, САУ отличаются от танков значительным образом:
- танки защищены более серьезно, вследствие чего, как правило, срок их жизни несколько дольше;
- самоходные артиллерийские установки обладают более серьезными навигационными аппаратами и прицельной техникой, а также вспомогательными средствами – вычислительной техникой, баллистическими аппаратами и пр.
А теперь, после краткого экскурса в отличие САУ от танков, продолжаем рассказ о Ferdinand/Elefant.
В Германии была тщательно разработанная практика отбора будущих серийных вариантов бронированной техники. Проходили конкурсы, и были они очень серьезными. Однако, помимо всего прочего, разработчики этой практики не учитывали то, что на тот момент дефицит материалов и сырья в их собственной стране стоял особенно остро. А потому конкурсанты, чьи работы не заслуживали одобрения, оставались один на один с энным количеством доделанных, но оказавшихся ненужными машин.
Когда Фердинанд Порше на конкурс нового тяжелого танка представил свой вариант и конкурс не прошел, на фирме «Нибелунген» осталось девять десятков шасси. Какие-то были полностью завершены, а какие-то находились на последнем этапе создания. Эти машины были дорогими, и на слом отправлять их у Порше никакого желания не было. Поэтому он предложил использовать шасси в качестве основы для будущей самоходной установки, которая, как он обещал, станет одним из самых грозных танковых истребителей. О том, что конструкцию шасси придется почти полностью переработать, он умолчал. Но с его предложением согласились.
Почему требовалось изменять шасси? Для вооружения новой САУ была отобрана пушка 88 миллиметрового калибра. А ее ствол был длиннее, чем у орудия, которое изначально должно было венчать машину. Боевое отделение было решено вынести назад, теперь перед ним находился электрическая трансмиссия. Оба мотора, которые отвечали за вращение ротора (а он – за генератор), разместили впереди.
Чтобы экипаж был более-менее защищен, рубку полностью закрыли (а она была внушающих уважение размеров), и наклонили боковые бронированные стальные листы оптимальным образом. И еще одна особенность Ferdinand/Elefant был такой: бронированная защита между собой соединялась шпонками, и только на втором этапе сваривалась. Так что механическая прочность у корпуса самоходной установки была на высоте.
Продолжение следует.
- Отдельная танковая бригада. Первая попытка
- Отдельные танковые полки прорыва
- Оптимальный состав танковой бригады
- 1-я танковая дивизия СССР великая война танкистов
- Бронеавтомобиль «Ланчестер»
- Бронеавтомобиль Ansaldo IZ
- Танк LT-38
- Киевское военное высшее танковое училище - в ногу со временем
- Музей бронетанковых войск Кубинка
- Советские танки 1941 года – преимущества и недостатки