Выпуск танков в сентябре сопровождался большими трудностями
Выпуск танков в сентябре сопровождался большими трудностями, усугубленными подготовкой к эвакуации завода.
«В конвейер при сборке машин имел целый ряд дефицитных деталей, поставляемых внешней кооперацией. Особенно остро ощущалась ограниченность в поставке шестерен коробки перемены передач и бортовых передач. С 15 сентября, после постановления ГКО об эвакуации оборудования завода и практической реализа-ции заводом по вывозке оборудования, дефицит в деталях для сборки агрегатов и в целом машины сказался особенно резко.
Производительность конвейера с 10-12 машин в день упала до 3-5 машин.
Кроме дефицита деталей необходимо отметить такой фактор понижения производительности всех цехов завода - это большое количество невыходов на работу со стороны
Рабочих-поездников (то есть живущих не в Харькове, а в области. - Прим. автора). Рабочие в результате обстрелов пригородных поездов не имели возможности по несколько дней выходить на работу. В данный момент это положение несколько улучшилось с переводом основной массы рабочих на казарменное положение при заводе».
В октябре 1941 года темпы производства завода № 183 снижались с каждым днем, так как предприятие спешными темпами эвакуировалось. Тем не менее, за первую декаду октября харьковчане сдали армии 41 тридцатьчетверку. В последнем извещении об отправке Т-34 с завода, датированном 12 октября 1941 года, военинженер 2-го ранга Д. Козырев сообщал в ГАББТУКА:
«Извещение на отправленные танки Т-34:
5/Х-41 г. Владимир 22 танка: 9/Х-41 г. Кубинка 22 танка:
12/Х-г. Харьков 19 танков.
Последние 19 танков отданы Начальнику АБТВ ЮЗФ по приказанию Заместителя Командующего ЮЗФ генерал-майора тов. Темручи.
Танков на заводе больше нет. Производство приостановлено, завод эвакуировался».
Таким образом, за 1941 год завод № 183 в Харькове изготовил и передал Красной Армии 1556 танков Т-34.
В заключение главы о производстве тридцатьчетверок в Харькове в 1941 году, небезынтересно немного рассказать о проектировании на базе Т-34 других боевых машин-тягачей и самоходных установок, тем более что об этом мало что известно.
Еще летом 1940 года, после начала производства Т-34 на заводе № 183, конструкторское бюро последнего получило от ГАБТУ КА задание на проектирование тяжелого тягача с использованием ходовой части и агрегатов тридцатьчетверки. Предполагалось, что эта машина заменит состоявший в производстве тягач «Ворошиловец». По первоначальному плану изготовление двух опытных образцов нового тягача, получившего в заводской документации индекс А-42, будет закончено в сентябре. Но из-за большой загруженности организацией выпуска Т-34 два образца А-42 вышли на испытания только в ноябре.
Танк Т-34спервымобразцом 57-мм пушки ЗИС-4, башняпоходу назад. АНИОП, весна 1941 года (ЦАМО).
- Комиссия, проводившая испытание ЗИС-4
- Танки периода конца первой мировой войны
- Танк-Истребитель
- В конструкции А-42 использовалась ходовая часть
- Перемирие
- В конструкцию танка за этот период внесены
- Вышестоящие инстанции, обеспокоенные таким состоянием дел
- Что касается причин невыполнения плана
- Несмотря на увеличение выпуска танков Т-34
- На заводе № 183 испытывалось сдаточными пробегами 212 Т-34