Изменение конструкции танка
Для улучшения качества танков по постановлениям ГКО и приказам ГБТУ КА завод № 183 провел ряд мероприятий, направленных на повышение надежности деталей и агрегатов Т-34. Так, с целью укрепления технологической дисциплины были полностью пересмотрены все заготовки литья, поковок и штампов с точки зрения их соответствия техпроцессу, оформлены и уточнены все чертежи на эти заготовки, а также проведено эталонирование техпроцессов, чертежей оснастки и проведена генеральная проверка технологических процессов по всем механическим, заготовительным и сборочным цехам (всего проверено более 2500 техпроцессов). Кроме того, были введены паспорта на все ответственные приспособления и штампы, определяющие периодичность их проверки и допустимые отклонения при износе, а также введен обязательный контроль приспособлений и станочного оборудования, работавшего на последних операциях при изготовлении ответственных деталей и проведена переаттестация слесарей сборки и узлов машины.
В ходе войны завод № 183 вел непрерывную работу как по увеличению выпуска танков, так и по повышению их качества и боевых свойств, снижению трудоемкости и экономии дефицитных материалов. В результате конструкция Т-34 претерпела серьезные изменения. Например, только во втором полугодии 1941 года на танке было отменено (без замены другими)
1265 наименований деталей, а также 206 покупных изделий, поставлявшихся другими заводами. В дальнейшем, в 1942-1945 годах, была пересмотрена конструкция многих узлов и агрегатов Т-34 с целью их упрощения и повышения боевых и эксплуатационных качеств танка. Основными из них были следующие.
За второе полугодие 1941 года:
- для снижения трудоемкости отменены два раздельных клапана, провой и воздушный, и заменены общим паровоздушным клапаном;
- для увеличения запаса топлива введены два дополнительных топливных бака емкостью 90 литров в моторном отделении;
- вместо штампованного ведущего колеса со втулками введено литое, а втулки роликов отменены;
- введен литой диск опорного катка вместо штампованного;
- изменено стопорение балансиров 2, 3, 4 и 5-го опорных катков (отменена струна);
- уменьшено количество пружин рычагов бортовых фрикционов с четырех до двух;
- упрощена конструкция выключателя массы, щитков электроприборов, масляных и топливных баков, бортового фрикциона, балансиров, ленивца, приводов управления, сидений, боеукладки, деталей ЗИПа, смотровых приборов, корпуса и башни;
За 1942 год:
- введена литая шестигранная башня с двумя люками;
- для улучшения смазки двигателя перед его запуском введен ручной маслоподкачивающий насос;
- введен воздухоочиститель «Циклон» для улучшения очистки воздуха, поступающего в двигатель;
- для облегчения запуска двигателя в холодную погоду на всасывающем патрубке двигателя установлен калорифер, подогревающий воздух;
- для увеличения запаса хода на корме танка установлены два дополнительных топливных бака общей емкостью 270 литров;
- установлен новый фрикцион упрощенной конструкции с повышенным коэффициентом запаса;
- для упрощения конструкции и устранения случаев разрушения роликов ведущего колеса введено цельнолитое колесо с ведущими кулаками вместо роликов. Позже отменено, как не оправдавшее себя из-за частого заклинивания гусеницы;
- вновь установлены ранее отмененные из-за их отсутствия фара, звуковой сигнал, амперметр, вольтметр и ТПУ-ЗР;
- для улучшения очистки воздуха боевого отделения вытяжной центробежный вентилятор, смонтированный у моторной перегородки, заменен осевым вентилятором в крыше башни;
- для поддержания танков в боевой готовности зимой и сбережения моторесурсов введена печка для обогрева машины;
- увеличен возимый боекомплект с 77 до 100 снарядов;
- установлены бачки для питьевой воды;
- установлены поручни для десанта на башне и корпусе танка;
- смонтированы управляемые жалюзи над водяными радиаторами для ускорения прогрева двигателя;
- введена бронировка головки перископа башни;
- для облегчения открывания люков в башне на них установлен уравновешивающий торсионный механизм;
- установлена бронировка курсового пулемета в лобовом листе корпуса;
- в башне смонтированы откидные сиденья;
- для упрощения конструкции введены унифицированные траки без стопорения пальцев шплинтами, а для забивания пальцев на месте при движении танка введен специальный кулак.
За 1943 год:
- установлен масляный радиатор для улучшения теплового режима двигателя;
- для облегчения запуска двигателя при низких температурах установлено маслоперепускное устройство;
- введено стопорение проволокой штуцерных резьбовых соединений топливных и масляных трубопроводов;
- для увеличения времени работы воздухоочистителя между очистками введен бункер для сбора пыли на 24 кг (вместо 17 кг);
- прямоугольные наружные топливные баки на корме танка заменены тремя цилиндрическими на бортах;
- вновь введены втулки роликов ведущего колеса для снижения нагрузки на ось роликов;
- с 1 сентября отменена установка на танк опорных катков с внутренней амортизацией и введены все катки с наружной амортизацией;
- для устранения случаев замыкания между контактными пальцами вращающееся контактное устройство ВКУ-37Т заменено на ВКУ-27;
- для устранения случаев спекания контактов установлен новый выключатель масс ВБ-404;
- установлена командирская башенка с пятью щелевыми смотровыми приборами и одним призматическим прибором МК-4;
- введена установка радиоприемников, а впоследствии и радиопередатчиков на всех танках.
За 1944 год:
- для обеспечения автоматической регулировки подачи топлива на всех режимах работы двигателя ведена установка всережимного топливного регулятора топливного насоса с маслофильтром «Кимаф»;
- установлен воздухоочиститель «Мультициклон»;
- для повышения надежности работы резинового массива опорных катков вместо резины «грузо-80» введена «120с» и отменены вентиляционные отверстия;
- усилен вертикальный валик приводов управления коробки перемены передач для устранения разрегулировки включения передач;
- установлена новая башня с расширенным погоном диаметром 1600 мм и 85-мм пушкой;
- проведено утолщение брони башни под 85-мм пушку - лоб ж» 90 мм (вместо 75 мм), борт 75 мм (вместо 52 мм) и корма 52 мм;
—установлен шарнирный телескопический прицел ТШ-15;
— введен электроспуск пушки и спаренного пулемета;
— улучшена конструкция поворотного механизма башни;
— для улучшения вентиляции боевого отделения установлено два вентилятора в башне;
— установлено пять запасных траков гусеницы на лобовом листе для экранировки корпуса;
— для уменьшения коробления погона башни введена приварка механически обрабатываемого опорного кольца погона к крыше корпуса;
— установлены откидные укороченные передние грязевые щитки гусениц с шарнирным креплением;
— для защиты экипажа от свинцовых брызг при обстреле смонтированы щитки, перекрывающие отверстия спаренного пулемета ДТ и прицела ТШ-15;
— радиостанция 9РМ заменена на 9PC, что улучшило модуляцию
И увеличило дальность связи с 22 до 27 километров;
— установлены морские дымовые лишки (МДШ) на корме танка.
За 1945 год (до 1 июня):
- для устранения течи смазки введено уплотнение главного вала коробки перемены передач с маслоотражателем, канавками и сальником:
- для повышения срока службы гусеницы наружный диаметр ведущего колеса увеличен с 634 мм до 650 мм;
- установлен прицел ППУ-8Т для пулемета ДТ в лобовом листе корпуса.
- Боевой танк Т90: модернизация
- Эпилог: танки на Востоке
- Отступление на востоке
- «Тигры» в Арденнах
- Возвращение в Нормандию
- Защита Италии
- Испытание танков пробегами
- Сразу выйти на плановый выпуск - 20 Т-34 в сутки
- Уральский Танковый Завод №183, Нижний Тагил
- Отчет о проведении гарантийных испытаний танка