Есть ли у танка будущее?
Некоторые считают, что время тяжелого боевого бронированного экипажа прошло, а его роль способны выполнить более легкие, быстрые и дешевые машины. Конечно, есть много ситуаций, в которых тяжелые боевые танки не оптимальны.
Гусеничные боевые машины создавались после колесных бронеавтомобилей, в основном из-за неспособности последних действовать там, где они более всего нужны. Но с того времени бронеавтомобили очень далеко продвинулись. Возможно, они смогут вернуть себе роль боевого танка от своих гусеничных собратьев? Ведь бронеавтомобили все в большей степени берут на себя задачи легкого танка или истребителя танков.
Вне дорог они пока не могут соперничать в мобильности с танками, не могут нести тяжелую броню и другие системы. Однако они дешевле и обладают лучшей стратегической мобильностью.
Переброска танков на другой сектор военных действий своим ходом - трудная задача. Гусеницы разрушают дороги, а скорость движения танков по дороге невелика. Кроме того, при переброске танков возникают серьезные проблемы материально-технического снабжения.
Нужно большое количество горючего и тратится много ресурса танков, увеличивая количество неисправных машин. Поэтому танки обычно перевозят по железной дороге или на колесных трейлерах.
Подобных проблем нет у колесных машин. Они могут использовать общие дороги и перемещаться по ним с большей скоростью, меньшим износом ходовой части и расходом горючего. Все это, в сочетании с большой потребностью в машинах меньшей боевой мощи - для борьбы с повстанцами или силами противника, находящимися на второй линии боя, делает бронеавтомобиль серьезной альтернативой танку во многих случаях. Однако, по-видимому, всегда будет сохраняться потребность в тяжелых бронированных машинах для самых серьезных боевых задач, поэтому ОБТ вряд ли исчезнет в обозримом будущем. Скорее он станет неотъемлемой частью линейки боевых машин, включающей «верхние и нижние» сферы задач.
Неэффективно просто развертывать максимально много танков «верхнего» класса.
С одной стороны, немногие страны могут себе позволить это, и часто это и не требуется ситуацией: зачем колоть орехи кувалдой. С другой, - использование более дешевых машин в больших количествах эффективно в конфликтах меньшей напряженности, правда, тогда остается опасность встречи с чем-то непредвиденным. Взвешенная стратегия - использовать танки среднего расположения на линейке боевых машин, сбалансированные по критерию «стоимость - эффективность». Такой путь избавляет от риска впадения в ту или иную крайность. Философия «верхних и нижних» сфер задач преследует цель сбалансировать силы в оптимальном сочетании мощи и имеющегося бюджета. Большое число машин «нижней сферы» закроет максимально возможную область задач, сократив количество тяжело бронированных и дорогих машин. Последние являются самыми современными ОБТ, лучшими, чем у возможного противника.
Танки XXI столетия выполняют свои задачи в составе комплекса трехмерного «боевого пространства», с электронным координированием тактики действий. Танкам угрожают мины, оружие пехоты, авиация, пушки, ракеты. Боевые танки проектируют так, чтобы они могли выживать при всех этих воздействиях и продолжать выполнение своей работы, а пока противник имеет танки, иногда требуется вести бой с ними. При всем развитии противотанковых средств, лучшим оружием против танка является танк. Таким образом, будущее у танка определенно есть. Легкие танки будут продолжать вести разведку и действовать в ситуациях низкой интенсивности, а самые мощные боевые танки - парировать более серьезные угрозы. Функция танка остается прежней. Он предназначен для создания мобильной огневой мощи на поле боя и защиты экипажа и своих систем во время выполнения своей работы.
И пока сохранится потребность в создании огневой мощи в критический момент, преодолевая любое сопротивление противника, сохранится потребность в танках.
- Танк K-2 «Черная Пантера»
- 10 лучших танков мира
- Самый лучший танк в СССР
- Кто остановил танки под Москвой!
- Современные танки: Россия отстает?
- Эксперименты и новые направления
- Возвращение в пустыню
- Международные проекты танков, экспорт
- Танки на Ближнем и Среднем Востоке
- Производство танков на постсоветском пространстве