Танковые сражения
В 1916 году у немцев не было машин, как Mk. Вот почему эффект от первого массированного боевого применения танков превзошел все ожидания. 15 сентября 1916 г., когда английские танки впервые атаковали германские позиции на севере Франции во время сражения на реке Сомме, они за 2,5-3 часа боя смогли захватить участок в 5 км глубиной и столько же шириной, при этом потери в живой силе у англичан были в 20 раз меньше обычных! И это при том, что из бывших на фронте 49 танков на позиции их вышло всего 32, а в атаке участвовало 18. Остальные оказались технически неисправны или же застряли в болоте.
Британский главнокомандующий генерал Д. Хейг настолько обрадовался победе, что сразу же сделал заявку на тысячу таких боевых машин.
Первые бои позволили выработать и правила для танковых экипажей, от которых в первую очередь требовалось помнить о своем задании и стрелять быстро и низко.
"Пусть лучше промах насыплет пыли в глаза врагу, чем ваш снаряд просвистит над его головой. Стреляй во врага, пока он трет глаза, и экономь боеприпасы. Помни, что окопы извилисты, землянки глубоки, а вражеские пулеметы могут быть искусно спрятаны. Ты должен разыскать их, ориентируясь на дым, пыль и тень на бруствере. Дыра в стене, стог сена, куча мусора, штабель из досок, кирпичная кладка - все это может скрывать пулемет, который тебе следует уничтожить. Помни, что 6-фунтовый снаряд может поразить пулемет при прямом попадании, поэтому стреляй, чтобы попасть в цель, а не наделать шума. Никогда не наводи свое оружие, пусть даже оно и не будет заряжено, на свои войска. Следи за пехотой, которой ты помогаешь. Думай о своих товарищах в пехоте. Следи за продвижением пехоты в бою и за соседними танками. Старайся уничтожить танки врага... Имей всегда противогаз под руками. Не обращай внимания на жару. Не обращай внимания на шум. Не обращай внимания на пыль. Благодари Господа, что ты прикрыт броней и можешь оказать помощь пехоте, которая уязвима...".
Последние наставления имели особенное значение, так как из-за технического несовершенства служить на первых английских танках было исключительно тяжело. Подрессоривание отсутствовало, поэтому тряска в них была ужасной. Большую часть танка внутри занимал 105-сильный бензиновый двигатель "Даймлер", коробка передач и трансмиссия, из-за чего температура в танке иной раз достигала 70°, а пороховая гарь, пары бензина и выхлопные газы двигателя настолько отравляли экипаж, что это вызывало обмороки. В бою нередки были случаи, когда танкистам приходилось покидать свои танки, чтобы как следует отдышаться. Грохот в танке стоял страшный, а так как переговорных устройств тогда не существовало, экипаж общался жестами либо писал друг другу записки на специальных планшетах. Плохо было с внешним наблюдением и связью. Смотровые щели в бортах не обеспечивали достаточного обзора, зато в них летели брызги расплавленного свинца от пуль, попадавших в броню рядом с ними, из-за чего до 80 % ранений у первых танкистов приходилось именно на глаза. Не слишком помогали и специальные очки - стальные пластины со множеством дырочек, а также кольчужные маски вроде тех, что когда-то носили воины Средневековья.
Бой 24.04.1918 г. и Й. Фольмер
То, что случилось 24 апреля 1918 г, останется в истории танковых войск навсегда. В разгар германского наступления на деревню Виллер-Бретонне английские танки в составе одного отделения (два пулеметных и один пушечный танк Mk.IV) начали контратаку наступавшего противника. Однако, когда танки приблизились к деревне, навстречу им выползли германские А7V Обе стороны столкновения не ожидали, но делать было нечего, и танки вступили в самый первый и истории танковый бой. Англичанам вначале пришлось особенно тяжело: из трех машин два танка у них были пулеметными ,а экипажи измотаны длительным нахождением в противогазах из-за того, что накануне их позиции были обстреляны химическими снарядами. Таким образом, британцы на первый взгляд уступали германцам в огневой мощи, бронировании и работоспособности танкистов. Однако уже в этом столкновении проявились такие факторы, как маневренность танков, опыт и слаженность экипажей. Интересно, что бой проходил возле позиций английской пехоты и на виду у германской артиллерии, но ни те, ни другие в нем участия не приняли. Немецкие артиллеристы опасались поразить свои танки, а английские пехотинцы просто не имели каких-либо противотанковых средств. Пулеметные танки получив большие пробоины, вынуждены были отойти в тыл, а пушечный танк продолжил вести огонь. Немецкие машины остановились так, что бой фактически вел только один из них стрелявший с места из пушки и пулеметов, в том числе бронебойныйми пулями. В отличие от немецких английский танк постоянно маневрировал, но, сделав несколько выстрелов с ходу, начал стрелять с коротких остановок. После трех попаданий у А7V был поврежден масляный радиатор. Экипаж сумел отвести его на небольшое расстояние, после чего покинул танк. Пошли назад и два других германских танка, но английский танк не мог их преследовать, так как снарядом начавшей стрелять германской артиллерии у него разорвало гусеницу. Тем не менее поле боя осталось за англичанами, что давало им все основания считать себя Победителями.
Не так удачно закончилась в тот день для англичан-другая встреча германских и английских танков - у расположенной неподалеку деревни Каши. Здесь один А7V "Зигфрид" встретился c семью средними танками англичан и, открыв огонь с места, подбил один (еще три подбили артиллеристы) и повредил три других
Немцам позже, правда, тоже пришлось понести потери - один их танк опрокинулся, проходя через воронку и был брошен своим экипажем и практически целым попал в руки англичан. Оба эти столкновения показали, что танк с пушечным вооружением превосходит пулеметные машины, после чего англичане начали выпуск танков типа "гермафродит", на которых один пулеметный спонсон заменили на пушечный.
Немцы также извлекли для себя урок из этих боев и поспешили с разработкой более мощных танков А7V и "К", вооруженных 77-мм орудиями. Однако, когда это задание получил конструктор Йозеф Фольмер, он, видимо, решил, что правильнее будет создавать небольшие легкие машины, которые можно выпускать и быстрее и в большем количестве.
Дело в том, что в автопарках германского военного ведомства к этому времени накопилось более 1000 автомобилей, признанных негодными для нужд армии из-за большого расхода горючего и шин. Было решено использовать их в качестве силового привода для новых боевых машин, вот только вместо колес поставить автомобили на гусеницы. Получалось, что шасси автомобиля должно было находиться как бы внутри гусеничного шасси, что позволяло упростить их серийное производство. В результате работ Фольмера получился небольшой легкий танк весом 7 т с передним расположением двигателя (как на автомобилях) и задним — трансмиссии боевого отделения. При первом же взгляде на этот танк бросалось в глаза его сходство с английским танком Mk.А "Уиппет", который немцам очень понравился. Основные требования к этому легкому танку предъявлялись следующие: экипаж — механик-водитель и один-два стрелка, вооружение -57-мм пушка или же два пулемета, наличие лючков для стрельбы из личного оружия; защита от бронебойных пуль на любом расстоянии (толщина брони не менее 14-мм), подвеска упругая, скорость движения по ровной местности с грунтом средней твердости - 12-15 км/ч, удельное давление на грунт - около 0,5 кг/см2, ширина перекрываемого рва -2 м, способность брать подъемы крутизной до 45°, масса не выше 8 т, возможность перевозки в неразобранном виде на стандартных железнодорожных платформах и готовность к действию сразу же после выгрузки.