СУ-100М или объект 416
В 1950 году Министерство Обороны СССР издало тактико-техническия требования на танк, обладающий минимальной площадью лобовой и боковой проекции, оснащенный длинноствольным орудием, способным поражать сильнобронированные и хорошо защищенные цели противника.
Через 2 года, коллектив Харьковского завода №75 , возглавляемый Ф.А. Мостовым, уже показывал комиссии этот образец вооружения, получивший обозначение объект 416 танк. В этом танке были внедрены самые новаторские идеи той эпохи. Взять хотя бы компоновку машины, в которой моторно-трансмиссионное отделение располагалось впереди, в то время как боевое – сзади. Экипаж, состоящий из 4 человек, был значительно стеснён в объемах, так как высота танка по верхней кромке башни была равна 1830 мм. Место водителя, впрочем, как и все остальные, располагалось в башне. Во время поворота орудия водитель оставался лицом по ходу движения, благодаря применению особых устройств, но все равно ему требовалось иметь определенный навык вождения, так как он располагался не в центре башни. Заряжающему приходилось работать сидя на полу или стоя на коленях, что, отнюдь, не способствовало его и так не простой работе.
В качестве орудия была выбрана нарезная 100 мм – пушка М-63, обладающая длиной ствола около 5,57 м, клиновым затвором и дульным тормозом, позволяющим вести стрельбу полным гильзовым зарядом без негативных последствий для танка и экипажа. В пушке использовался эжектор, позволяющий существенно повысить темп стрельбы и удалить газы из боевого отделения. Боекомплект, зависящий от типа применяемых снарядов, достигал 48 выстрелов. Скорость снаряда – около 900 м/с. Рядом с пушкой находился пулемёт СГМТ калибром 7,62 мм, необходимый для защиты от пехоты. Бронирование машины было весьма слабым, как для техники такого типа и составляло 110 мм на лобовой части башни и около 70 –в передней части корпуса. Толщина брони бортов и кормы – по 45 мм.
В качестве двигателя был использован 12-цилиндровый 4-тактный дизель, обладающий мощностью 400 л.с., что позволяло танку развивать скорость до 45..50 км/ч. Трансмиссия состояла из главного фрикциона, 5-ст механической коробки и однорядных бортовых редукторов. Ходовая часть имела торсионную подвеску и обрезиненные катки, использующие траки с ОМШ (открытый металлический шарнир).
Особенностью управления являлось применение гидравлики, так же как и в механизме поворота башни. В конце концов танк был забракован из-за постоянных отказов устройств поворота, поэтому его решили переквалифицировать в САУ, присвоив название СУ-100М. Объект 416 танком оказался небоеспособным, в качестве САУ по ряду своих эксплуатационных показателей не дотягивал даже до уровня ближайшего конкурента – СУ-100П, из-за чего были сделаны выводы о нецелесообразности его массового производства. Проект закрыли, а единственный созданный экземпляр теперь находиться в музее бронетанковых войск в Кубинке, что в 63 км от Москвы.
- Современные танки мира. Живучесть на поле боя
- Советские танки второй мировой войны
- Что главное в танке?
- Боевые машины - танки: появление и применение
- Боевая машина поддержки танков
- Классификация танков, отечественный средний танк – легендарная «тридцатьчетвёрка»
- Т-90 против «Абрамса»
- Танк K-2 «Черная Пантера»
- 10 лучших танков мира
- Самый лучший танк в СССР