В глубине обороны кварталы превращены в опорные пункты
В глубине обороны (до рубежа железнодорожного кольца, опоясывающего центральные районы Берлина) отдельные сохранившиеся кварталы превращены в опорные пункты. Причем каждый опорный пункт имел между собой огневую связь и скрытые пути сообщения через проломы в зданиях, изгородях, по садам и т. д. Такие опорные пункты были созданы на главных улицах: Унтер ден Эйхен, Хаупр-штрассе, Альбрехт-штрасее.
Станции метро (надземная часть) превращены в сильные блокгаузы с круговым обстрелом (в стенах проделаны бойницы и амбразуры), а туннели метрополитена использовались как скрытые хода сообщения для всевозможных перегруппировок гарнизонов опорных пунктов и захода нашим наступающим частям в тыл.
На левом фланге наступления армии на лесистой местности противником на основных дорогах устроены лесные завалы, барьеры, перекрестки дорог минированы. Вдоль дорог отрыты открытые площадки, окопы для фаустпатронщиков, артиллерийских позиций».
В течение 23 апреля части 3-й гвардейской танковой армии занимались подготовкой к продолжению наступления. При этом армию усилили артиллерией (артиллерийский корпус и артдивизия прорыва РГК, зенитная дивизия, бригада «катюш», инженерно-штурмовые части).
Утром 24 апреля после артподготовки части армии приступили к форсированию канала, и несмотря на ожесточенное сопротивление противника к полудню в нескольких местах переправились на другой берег, а к исходу дня вышли на линию железной дороги Берлин-Потсдам и заняли станцию Целендорф.
25 апреля части 3-й гвардейской танковой армии продолжали уличные бои в Берлине. Штаб армии об этом докладывал так:
«Таким образом, войска армии, форсировав канал Тельтов, развернулись на фронте 10 км, охватывая Берлин с юго-запада, там, где противник менее всего ожидал наше наступление и менее всего был подготовлен к обороне. Выходом во фланг обороне противника в Штеглиц была решена участь этого района». 26—27 апреля части армии вышли к окружной железной дороге и проходящему по ней внутреннему оборонительному обводу Берлина на участке от станции Шенеберг до станции Шмаргендорф. Передний край проходил по железнодорожной насыпи и являлся естественным рубежом и препятствием не только для танков, но и во многих местах для пехоты. Все мосты и виадуки в большинстве своем были взорваны, а сохранившиеся проходы в них преграждены надолбами в 2-3 ряда и забаррикадированы:
«Огневые сооружения на переднем крае расположены непосредственно в насыпи в виде дзотов для пулеметов, артиллерийских позиций и отдельно закопанных танков. Сохранившиеся здания, главным образом станционные постройки, вокзалы превращены в опорные пункты.
- Против Тигров и Пантер
- Действия 3-й гвардейской танковой армии в Берлине показали
- В центре большого города танковые части требуют усиления
- За время уличных боев в Берлине 3-я гвардейская танковая армия уничтожила
- Улицы примыкающие к опорным пунктам, завалены ломом, забаррикадированы
- Булатные танки Украины
- За период боев от Нейсе и до выхода к Барут
- Военная техника для Африки
- На участке 1-го Украинского фронта под прикрытием артогня
- В составе 3-й гвардейской танковой армии имелось всего 223 танка