Опыт Великой Отечественной войны показал
Опыт Великой Отечественной войны показал, что в любых условиях боевой обстановки главным условием сохранения танков в ходе боя является их правильное применение, как соединения в целом, и грамотные действия на поле боя каждой машины в отдельности.
Неправильное применение танков приводило к быстрым потерям танковых частей в людях и материальной части. В таких случаях даже хорошо подготовленный личный состав, непосредственно ведущий бой с противником, мог оказаться в тяжелых условиях, при этом понести большие потери и не выполнить боевой задачи.
Самое грамотное решение командования могло оказаться невыполненным или выполнялось с большими потерями в людях и материальной части, если индивидуальная подготовка и мастерство танкистов были на низком уровне. Успех любого вида боя во многом зависел от тактической выучки и мастерства отдельных экипажей, так как противоборство между танками и противотанковыми средствами шло индивидуально - между отдельными танками и отдельными орудиями.
Таким образом, грамотное использование танков, хорошая подготовка и мастерство каждого танкиста, инициатива и решительность младших офицеров и экипажей, непосредственно ведущих бой с противником, их способность в любых условиях добиться тактического превосходства над ним, решали успех боя и сохраняли живучесть танков.
Что касается бронезащиты танка Т-34-76, то отмечалось, что недостатком его бронирования являлась относительно слабая защита лобовой части башни по сравнению с лобовой частью корпуса. Однако, независимо от этого броневая защита танка Т-34-76 в начальный период войны вполне обеспечивала надежную защиту от бронебойных снарядов основной танковой и противотанковой артиллерии вермахта калибра 37-50 мм, и только с момента применения немцами подкалиберных снарядов и в большом количестве танковых и противотанковых пушек калибра 50, 75 и 88 мм броневая защита танка стала недостаточной.
Броневая защита Т-34-85 отличалась от Т-34-76 увеличенной толщиной брони башни и более рациональным распределением этой толщины между отдельными частями. Например, толщина брони лобовой части башни - 90 мм, бортовой - 75 мм и кормовой - 52 мм. Увеличение толщины брони лобовой и бортовой частей башни повысило снарядостойкость их до снарядостойкости лобовой части и подкрылков корпуса, но существенного влияния на повышение живучести танка в бою, в отношении новых противотанковых пушек, не оказало.
Как показал опыт войны, несмотря на появление новых средств противотанковой борьбы, таких как реактивные противотанковые гранатометы, большая часть боевых машин выводится из строя огнем артиллерии. При этом, увеличение калибра и мощности орудий во второй половине войны привело и к увеличению потерь в танках. От артогня было потеряно от 70 до 95% всех танков в различных операциях. При этом наиболее поражаемыми частями боевых машин были лобовая (3040% поражений) и бортовая (55-73% поражений) проекции.
Потери от бомб и артогня авиации на всем протяжении войны составляли небольшую цифру, и только в отдельных случаях, как видно из таблиц, доходили до 10-15%. Объясняется это частично несоблюдением мер противовоздушной обороны, и частично неблагоприятной обстановкой боя.
- Горно-лесистая местность не давала возможности использовать танки массированно
- После окончания Второй Мировой войны танки Т-34
- Служба После Воины
- Опытные стрельбы на НИБТ полигоне подтвердили низкий процент
- Первый пистолет-пулемет: каков он? Ч.2
- Первый пистолет-пулемет: каков он?
- В боях на Воронежском фронте танковые войска потеряли
- Итоги Войны
- Старший сержант Космачев погиб в бою на территории Венгрии
- 2-й гвардейский Тацинский танковый корпус вышел на подступы