Малые танки. Военная техника Чехословакии
Чехословакия межвоенного периода была высокоразвитым государством с мощной промышленностью, способной выпускать высокотехнологичную и дорогостоящую продукцию, в том числе и военного назначения. Заводы не только производили, но и проектировали всю номенклатуру вооружений: стрелковое оружие, артиллерию всех калибров, авиацию и бронетехнику, поставляемую в собственные вооруженные силы, а также во многие армии мира. Не обошел стороной коммерческий успех и бронетанковую технику.
В первой половине 30-х годов, в Чехословакии активно увлеклись проектированием малых танков, имевших высокий спрос на международном рынке вооружений. Как и во многих странах, первыми танкетками стали приобретенные в Англии транспортеры «Карден-Ллойд», на основе которых начались собственные эксперименты, в результате которых появилась танкетка LT vz 33. Машина, появившаяся на свет в 1933-м году, по своему внешнему виду не сильно отличалась от британского прототипа. Основное отличие заключалось в установке чехословацких узлов и агрегатов, усилении вооружения до двух пулеметов, и усилении бронирования. Максимальная толщина брони достигла 12мм, что позволило выдерживать огонь из оружия винтовочного калибра с расстояния больше 200 метров. Коммерческого успеха машина не получила, и все 74 построенные экземпляра состояли на вооружении армии Чехословакии, где в составе отдельных взводов входили в части прикрытия государственной границы. В последующем часть машин использовалась во время второй мировой войны Словакией.
В 1934-м году Чехословацкие конструкторы разработали, и запустили в серийное производство новую версию малого танка, ставшую популярной на международном рынке вооружений. Этой машиной стал АН-IV.
Эти малые танки имели значительно лучше продуманный броневой корпус, один из двух пулеметов располагался во вращающейся башне, а конструкция ходовой части впоследствии была применена на LT vz 38, который немцы выпускали до 1942-го года. Коммерческий успех был огромен: в 1935-м году Иран приобрел для своей армии 51 машину, на следующий год Румыния заказала еще 37 машин, а годом позже Швеция закупила 48 таких малых танков, оснастив их своими двигателями и пулеметами. Интересно отметить, что последней эти машины закупила Эфиопия, и случилось это аж в 1948-м году. В последующем эфиопские машины участвовали в вооруженных столкновениях с Сомали и гражданской войне.