Кромвель – танк, тяжелый крейсерский

танк КромвельЭтот танк появился благодаря объявленному конкурсу (он проводился в начале сороковых годов прошлого века) на «тяжелый танк», который был инициирован генеральным штабом Великобритании. Что ж, это было сделано весьма своевременно: легкие, шустрые крейсерские танки, имевшиеся на вооружении, уже не могли полностью удовлетворить командование.

 

Да, и легкие великобританские танки были очень хороши. Они действительно были быстрыми, они действительно разрабатывались с учетом всех стандартных задач, и они действительно ловко преследовали противника. Но легкие боевые машины не могли обеспечить надежного бронирования (следовательно, и защиты экипажа) и нужного уровня огневой мощи. А ведь современные военные действия вывели эти параметры во главу угла, поставив их даже выше скорости.

Поэтому и был объявлен конкурс. Условия, которые выдвинул генеральный штаб Объединенного королевства, были такими: тяжелый крейсерский танк должен обладать боевой массой, не превышающей 25 тонн, лобовую защиту – броню, чья толщина примерно 70 миллиметров, башню диаметром 1, 52 метра и пушку на ней, шестифунтовую пушку.

И с первого дня работы над прототипом танка как-то само «образовалось» название боевой машины – «Кромвель», в документах «А24». Машина эта была разработана английской фирмой «Наффилд».

Новый танк «Кромвель» явился, по сути, усовершенствованным вариантом более старой машины «Крусейдер». От нее «Кромвелю» досталась коробка передач и силовая установка, а именно мотор «Либерти», но достаточно скоро выяснилось, что этот двигатель не способен обеспечить должный ход новому танку, чья масса была более 27 тонн. Поэтому новая машина была признана неудачной и общим решением переименована в «Кэвэлир». Ее стали использовать только в учебных целях. Но, что ж, худа без добра не бывает: новоиспеченный «Кэвелир» стал отменным уроком заказчикам. И после него больше ни одна боевая машина не принималась только на основании чертежей, без дополнительных масштабных испытаний. Кстати, программу испытаний быстро разработали, и она была крайне требовательной.

А потом, в начале сорок первого, фирмы «Роллс-Ройс» и «Лейланд» стали активным образом работать вместе – их заинтересовала разработка нового мотора для танков, и в конечном итоге родился мотор «Метеор», его-то, модифицированного из авиационного мотора «Мерлин» и предложили танкостроителям.  Двигатель действительно был метеором – он был способен на мощность до 600 лошадиных сил! А этого было более, чем достаточно даже для тяжелых крейсерских танков. Доводка двигателя шла также неплохо, и в общем-то, выносливость, качество и надежность этого мотора сомнений уже не вызывала. Поэтому вскоре «Леланд» стала работать над новым танком, названным «Сентор», но на самом деле это был тот же «Кромвель», только с новым мотором.

танк Кромвель танк Кромвель