Танк М4 "Шерман"

Этот танк, запущенный в серийное производство в 1942 году, вскоре стал основным, которым были вооружены бронетанковые войска не только США, но и Англии. Танк "Шерман" поставлялся по ленд-лизу также и в СССР. От серии МЗ он отличался главным образом конфигурацией корпуса и компоновкой вооружения. Схема силовой передачи, ее компоновка и конструкция основных агрегатов остались прежними, что обусловливалось стремлением при переходе на новый тип машины сохранить высокие темпы производства.

Стремясь улучшить боевые характеристики, американские конструкторы в течение 1942 и 1943 годов разработали семь модификаций М4, из которых четыре были приняты на вооружение: М4 (базовый вариант), М4А1, М4АЗ и М4А4. Машины различных модификаций отличались друг от друга технологией изготовления (например, лобовая деталь корпуса изготовлялась целиком методом литья или собиралась на болтах из трех литых деталей, или сваривалась из литой и катаной деталей), вооружением (пушки калибром 75-мм и 76,2-мм, 105-мм гаубица), двигателями, конструкцией ходовой части и силовой передачи. Как наиболее удачные оцениваются два варианта модификации М4АЗ: М4АЗЕ2 и М4АЗЕ8. Первый вариант отличается усиленной броневой защитой: толщина брони башни увеличена до 152-мм, установлена экранировка спереди и по бортам, благодаря чему толщина брони увеличена до 77-мм. Второй вариант, М4АЗЕ8 имеет усиленное за счет установки длинноствольной 76,2-мм пушки вооружение и усиленное на 15 - 20-мм бронирование. Этот вариант выпускался с 1945 года в качестве основного среднего танка. Всего в годы второй мировой войны было выпущено более 48 тысяч танков М4 всех модификаций.

В апреле 1941 г. Рок-Айлендский арсенал представил командованию бронетанковых войск пять эскизных вариантов танка М4. В итоге выбрали наиболее простую схему с использованием элементов МЗ при совершенно новом литом или сварном корпусе. 75-мм пушку разместили в башне, на крыше которой в башенке, установили пулемет. Как и в МЗ, предусмотрели люки в бортах корпуса. Макет машины, обозначенной как Т6, построили в мае 1941 г., а прототип с литым корпусом и некоторыми изменениями конструкции (без башенки) собрали и на Абердинском полигоне 19 сентября 1941 г.

средний танк М4

Глядя на канадский танк «Рэм» можно было предположить, что Т6 оказал на него влияние. Однако документы и хронологическое сопоставление событий опровергают это. Первый серийный «Рэм», построенный заводом «Монреаль Локомотив», испытывался на Абердинском полигоне с июля по октябрь 1941 года и в отчетах он сравнивается с танком МЗ, а не с Т6.

средний танк М4

После германского вторжения в Россию в июне 1941 г., по личному заказу президента Рузвельта планировавшийся на 1942 г. уровень производства - 1000 средних танков в месяц удвоили. Для этого требовалось привлечь новые предприятия: «Пасифик Кар энд Фаундри», «Фишер», «Форд» и «Федерал Мэшин энд Уелдер». В октябре 1941 г. Т6 приняли на вооружение под обозначением М4 и запланировали его массовое производство, в том числе на 11 заводах, выпускавших МЗ в 1942 г. В сентябре 1941 г. фирме «Фишер» предложили организовать вторую линию в Гранд Блэнк, штат Мичиган. Строительство Танкового арсенала в Гранд Блэнк, ориентированного на производство М4, началось в январе 1942 г., а изготовление машин - в июле того же года, хотя в то время «Фишер» уже выпускала М4 на одном из своих заводов.

средний танк М4

Прототип М4, построенный «Лима Локомотив» в феврале 1941 г., отличайся отсутствием бортовых люков. В следующем месяце фирмы «Лима», «Прессд Стил» и «Пасифик Кар энд Фаундри» выпустили первые машины М4А1 с литым корпусом. К осени 1942 г. все заводы, вовлеченные в программу, развернули серийное производство, а в октябре британские М4 впервые вступили в бой под Эль-Аламейн. Танки М4 были наиболее массовыми в войсках союзников в годы Второй мировой войны. Хотя он не обладал сильным бронированием и вооружением по сравнению с германскими и советскими танками, М4 удачно сочетал простоту обслуживания, надежность, скорость хода, прочность и несложную конструкцию. Это способствовало развертыванию массового производства машин на коммерческих предприятиях, не имевших в мирное время опыта выпуска военной продукции. По критерию стоимость/эффективность М4 был оптимальным для своего времени, и это отразилось на производстве в 1942—46 гг. 40000 танков М4 (и машин на его шасси).

средний танк М4

М4 имел такое же шасси, что и МЗ. Однако кроме самых ранних модификаций тележки подвески были изменены: поддерживающие ролики крепились позади ни не посередине. Корпус мог быть сварным, литым или сварным с лобовой частью, собранной из литых и катаных деталей, в то время как 75-мм пушка устанавливалась в простой литой башне и оснащалась гироскопическим стабилизатором, как на танке МЗ. Первоначально танк оснащался радиальным двигателем «Континенталь» воздушного охлаждения, но их постоянная нехватка (они использовались и в авиапромышленности) заставляла применять иные варианты силовых установок, что увеличивало количество серийных модификаций. М4 «Шерман» имел экипаж из 5 человек, мог вести огонь бронебойными снарядами.

 

Ранние машины имели собранную на болтах из трех частей носовую часть корпуса и смотровые лючки (позднее убранные) для механика-водителя и его помощника. Они имели узкую маску орудийной установки М34. На следующих машинах применили цельную литую носовую деталь корпуса и орудийную установку М34А1 с широкой маской. На машинах последних партий (с конца 1943 г.) лоб корпуса изготавливался из литых и катаных деталей.

М4 выпускались фирмами:

  • «Прессд Стил» (1000 танков, с июля 1942 г. по август 1943 г.)
  • «Болдуин» (1233, с января 1943 г. по январь 1944 г.),
  • «Америкам Локомотив» (2150, с февраля но декабрь 1943 г.),
  • «Пульман» (689, с мая по сентябрь 1943 г.),
  • Детройтским арсеналом (1676, с августа 1943 г. по январь 1944 г.).

Всего — 6748 танков.

М4А1 - тот же М4, но с литым корпусом. Машины первых партий имели тележки ходовой части, аналогичные МЗ, 75-мм пушки М2 с противовесом надульной части ствола и спаренные неподвижные курсовые пулеметы в лобовом листе корпуса. Эти пулеметы, как и смотровые лючки в лобовом листе, вскоре устранили, а после выпуска нескольких машин стали устанавливаться 75-мм пушки МЗ. Носовую часть корпуса, собранную из трех деталей, заменили одной литой деталью, а на машинах следующих партий ставились орудийная установка М34А1, крылья и противопылевые экраны гусениц.

М4А1 выпускались фирмами:

  • «Лима» (1655, с февраля 1942 г. по сентябрь 1943 г.)
  • «Прессд Стил» (3700. с марта 1942 по декабрь 1943г.)
  • «Пасифик Кар энд Фаундри» (926, с апреля 1942 г. по ноябрь 1943 г.).

Всего - 6281 танк.

 

М4А2. Вторая серийная модификация отличалась от М4 установкой двух дизелей «Дженерал Моторз» из-за нехватки двигателей «Континенталь». Носовую часть корпуса из литых и катаных броневых деталей эта модификация так и не получила.

М4А2 выпускались фирмами

  • Фишер»/«Гранд Блэнк» (4614, с апреля 1942 г. по май 1944 г.),
  • Пульман» (2373, с апреля 1942 г. по сентябрь 1943 г.),
  • «Америкэн Локомотив» (150, с сентября 1942 г. по апрель 1943 г.),
  • «Болдуин» (12, с октября по ноябрь 1942 г.),
  • «Федерал Мэшин энд Уэлдер» (540. с декабря 1942 г. по декабрь 1943 г.).

Всего — 8053 танка. Использовались только армией США. Большинство шло на поставки по ленд-лизу (включая СССР).