7ТР и его потомок

7Поговорим о легком танке тридцатых годов, производства Польши – 7ТР. По сути, эта машина представляет собой польскую аналогию Виккерса шеститонного, а уж этот танк, в свою очередь, был наиболее распространен в мире в межвоенное время.

 

Разработан был польский 7ТР в начале тридцатых годов, а с 1935 года началось серийное производство танков. Всего было выпущено до начала воны 132 машины, которые наполовину были выполнены в базовой версии с двумя башнями, вооруженные пулеметами, а наполовину – в однобашенном варианте, и эти танки были вооружены пушкой 37 калибра. И когда началась Вторая мировая война, данная модификация танка была наиболее боеспособной, причем, 7ТР превосходил по боевой мощи многие немецкие легкие танки, но из-за малой численности и, напротив, большой, превосходящей численности вражеского вооружения, этот танк не особо повлиял на исход военных действий – ни в одном регионе. Но в любом случае, этот танк стал первым в истории мира танком с дизельным двигателем.

72А вот танк 9ТР, который появился в 1039 году, также незадолго до начала военных действий, хоть и был похож по многим характеристикам на своего предшественника, 7ТР, все же был бронирован намного серьезнее, и в некоторых случаях танковая броня могла достигать 4 сантиметров! Вооружение же у него было аналогичное вооружению 7ТР.

Впрочем, вернемся к более ранней версии танков. Польские конструкторские бюро разрабатывали несколько модификаций 7ТР несколько лет, начиная с 1935 года и по самый конец войны. Выходили вполне неплохие вариации. Например, танк «Кристи» послужил превосходным образцом для танка 10ТР. А танкетка ТКS стала образцом для танка 4 ТР. Инженеры работали, в первую очередь, над улучшение двигателя танков и, во вторую, над бронированием. А в 1938 году бензиновый двигатель был заменен на дизельный. И уже в мае 38го было произведено патентование двигателя СТ1D. Это был мощный, но очень легкий двигатель, который позволил снизить массу танка практически на 210 килограммов. Руководил модификацией танка инженер-конструктор Эдвард Габич. Он увеличил клиренс танка до 320 миллиметров, броню сделал более мощной. И в июле 39го года изготовлены первые два танка, которые тестировались вполть до третьего августа. А осенью, по принятому Техническим Исследовательским бюро бронированных вооружений Польши, проводились испытания на полигоне. Но они показали, что скорость вместо планируемой была серьезно меньшей. Но по сравнению с другими преимуществами, этот минус не стал серьезным препятствием. И началось массовое производство танков.