Танк «Ха-Го»
Эта неделя богата на японские танки: вот и в очередной раз, мы разбираем японский легкий танк, появившийся на свет в тридцатых годах прошлого столетия. «Ха-Го» - не единственное его имя. Танк известен также как Тип-95.
Разрабатывался этот танк начиная с 1933 года, предполагалось, что он будет сопровождать механизированные войска кавалерийской гвардии. В 1936 году первый танк Тип-95 сошел с заводского конвейера. Производился он вплоть до 1943 года, поэтому успел поучаствовать во Второй войне между китайцами и японцами. В это время танк являлся основным танком в своем «весе». Среди средних танков основным был «Чи-Ха».
Конструкторы считали эту модель, танк Тип-95, вполне удачной, конечно, с поправкой на время создания. Но в ходе военных действий он устарел технически и морально. Если бы на тот момент у Японии был создан аналог, «Ха-Го» был бы заменен давным-давно, но таковой возможности не было, поэтому острая нехватка боевых машин вынудила эксплуатировать эти танки до окончания Второй мировой войны.
Боевая масса танка Тип-95 равнялась почти 7 тонн. Машина рассчитана на экипаж, состоящий из трех человек. Компоновочная схема танка такова: впереди располагалось отделение, откуда шло управление машиной, а моторный отсек был сзади. За все годы выпуска было произведено приблизительно 2300 экземпляров.
Длина корпуса танка Т-95 достигала более 4 метров, в ширину танк был больше двух метров, а в высоту 2, 28 метров. Клиренс танка – 400 миллиметров. Экипаж и боеприпасы защищались бронированными листами поверхностной закалки.
Технику, которая могла бы сопровождать в боевых условиях кавалерию, японские конструкторы стали разрабатывать еще в начале двадцатых годов прошлого века. Почти сразу сформировалось основное требование для боевой машины: способность развивать хорошую скорость и достойная проходимость. Сначала прошел ряд экспериментов с полугусеничными типами танков. И хоть благодаря такой конструкции проходимость была неплохой, если сравнивать с обычными бронированными автомобилями, но все же этого было мало. Несовершенство колесно-гусеничного механизма подтвердили и французские танки, которые были закуплены японцами. Поэтому было решено остановиться на гусеничном танке.
Сначала конструкторы создали малый танк Тип-92. Но тот факт, что бронезащита у машины практически никакая, был заметен сразу: броню пробивали даже винтовки. А танк Тип-89, который уже находился на вооружении, мог развивать скорость всего лишь в предельные 25 километров в час. Для кавалерии этого было недостаточно.
И вот, военные сделали заказ на машину, способную двигаться со скоростью 40 километров в час, чья броня выдерживала бы залп вражеских снарядов и чья масса не превышает 7 тонный предел. Не смотря на то, что танк предназначался кавалерии, пехотные войска тоже заинтересовались будущим танком.
Продолжение следует.