«Кромвель»: технические детали

Танк «Кромвель»Что еще можно рассказать про этот перспективный в свое время британский танк? Давайте пройдемся по деталям.

 

Радиостанция в боевой машине находились в задней части танковой башни, а впереди нее находился заряжающий. Именно этот член экипажа выполнял также работу радиста, а ведь он должен был не только заряжать оружие, но и быть постоянно на связи.

Двигатель «Кромвеля» находился в силовом отделении, а его окружали две топливных емкости и – также рядом – два воздушных фильтра, а уж они были далеко не маленькими.

А за мотором располагались вертикальные радиаторы, отвечающие за охлаждение агрегата.

В трансмиссии была установлена КПП типа «Меррит-Браун». Эта коробка передач в сорок первом уже применялась на пехотных боевых машинах – танках «Черчилль», и применение ее было на редкость успешным. Настолько успешным, что еще долго великобританские инженеры-конструкторы использовали в проектах сочетание мотора «Метеор» и эту коробку передач.

Подвеска у танка была типа «Кристи», и позаимствовали эту деталь у танка, обозначаемого, как А13. Правда, подвеску пришлось усиливать, и все равно принятых мер оказалосьь маловато – подвеска не могла выдержать разбег в 64 километра в час – максимальную скорость развиваемую «Кромвелем». Поэтому, начиная с моделей МК 4 (его называли модернизированным «Кентавром») максимальная скорость снизилась до вполне приемлемых 52 километров в час. Понизили скоростной потенциал с помощью понижающей передачи.

А вот гусеницы были более широкими, нежели на танках А13, и поэтому боевая машина шла более гладко и плавно, за что «Кромвель» был обожаем всеми танкистами, ведь танк был не только плавным, но и маневренным и быстрым.

А вот и еще одно несомненное преимущество новой машины: она была настолько простой в техническом обслуживании, а мотор «Метеор» был настолько надежным, что танк стал истинным подарком для механиков, ведь им приходилось частенько исправлять нелады и терпеть капризы стареньких «Либерти», моторов и самих по себе капризных.

Впрочем, не бывает идеальных танков, по крайней мере, их не было в те времена. Иногда экипажу (в основном этими проблемами занимались пулеметчики, а также механики-водители) приходилось экстренно покидать танк, и если на следующих модификациях танка боковые люки для отделения управления предусматривались, то на ранних «Кромвелях» танкистам выбраться из танка удавалось далеко не при любом положении башни.

Зато установка боковых люков привела к сокращению свободного места, и тогда инструменты и ЗИП стали храниться лишь в небольшом ящике, расположенном сзади башни.

В учебных целях «Кромвели» использовались весь сорок третий, и в бой пошли лишь тогда, когда произошла высадка объединенных англо-американских сил в Нормандии. «Кромвели» стали основой седьмой танковой дивизии, а также нескольких разведывательных полков. А когда произошел Канский прорыв, танки, наконец, стали выполнять то, для чего их и создавали – они развивали уже достигнутое положение. И они одерживали верх, маневренные и быстрые, над тяжелыми германскими танками, эти «Кромвели», поддерживаемые более серьезной артиллерией.

Танк «Кромвель»