Бесславный конец военного тяжа

MkAК концу первой мировой войны англичане, до той поры акцентируясь на тяжелых и сверхтяжелых танках, поняли, что им необходимы значительно более легкие машины, и перенесли свое внимание в эту область.

 

Легкие боевые танки появились. Это были такие машины, как, например МкА или, скажем, МкВ. И до самых сороковых годов прошлого века тяжелых танков Великобритания не производила, казалось, она вполне была удовлетворена имевшимся танковым парком.

А вот французская сторона, напротив, всю первую мировую войну в мир выпускали только легкие машины, и после они ударились к тяжелым и сверхтяжелым танкам «броненосца». Все дело заключалось в не совсем верном выводе относительно оборонительной линии германцев – линии Гиденбурга. Ее предстояло прорвать, и французское командование решило, что сделать это можно с помощью сверхтяжелой боевой техники. Сегодня становится понятно, что французы попросту переоценили мощность вражеских укреплений. Поэтому «Рено» стали срочно дополняться броненосцами. Даже некто Этьенн, до того бывший ярым поклонником легких танков, стал поддерживать переориентацию на тяж. Французы решили сделать танк с гусеницами, которые бы охватывали танковый корпус подобно английским механизмам, но, в отличие от них, планировалось поставить вооружение в башне. Она, в свою очередь, должна была быть вращающейся.

Было весьма комично, когда выяснилось, что первый проект тяжелого танка 1917 года стал очень увеличенным «Рено ФТ». Но все же два прототипа до конца войны появились на свет. Их обозначили 1А и 1В. Основные машины были названы 2С. И они должны были быть готовы к концу 1919 года – уже был заказ на три сотни экземпляров. Но тут война закончилась, заказ, естественно, приуменьшили. Причем, приуменьшили существенно: к 1923 году было создано всего десять таких танков. Это были земные тихоходы: малоподвижные и малоскоростные, они зато обладали таким бронированием, что его невозможно было пробить немецкой пушкой калибра 77 миллиметров. Вооружение их было тоже довольно серьезным: танки были оснащены двумя башнями, а еще оружие стояло в бортах корпуса.

А какие же недостатки были у этих увальней? Если не считать вполне закономерной малоподвижности, минусами их была полная невозможность стрелять из пушки в положении «назад». В остальном же они были оснащены хорошим радиооборудованием и стробспонами, что позволяло вести наблюдение за полем боя из обеих башен. У этих танков была электрическая трансмиссия и… сложности в перевозке по железнодорожным путям. За это надо было сказать «спасибо» огромному весу. И лишь в двадцатых годах танки подверглись жесткой модернизации. Решено было поставить другие двигатели, усилить почти все элементы танковой подвески, заменить средства связи на более новые, и такая же участь коснулась средств управления. На части машин оружие 75миллиметрового калибра было убрано: поставили короткоствольные орудия калибра 105 миллиметров, а то и калибра 155 миллиметров. Общий же вес танков увеличился до восьмидесяти одной тонны! Что ж, конец эры французских тихоходов был просто бесславен: в сороковом году все восемь 2С, оставшихся в живых, разбомбила в пух и прах фашистская авиация… в это время танки перевозились на место сражения.

Рено ФТ